Политолог раскрыл малоизвестные факты о первой Конституции Казахстана
Известный казахстанский политолог, президент общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев в своей статье «Главный документ переломных времен» рассказал о малоизвестных фактах, связанных с первой Конституцией РК, передает Liter.kz.
Так, немногие знают, что первая Конституция РК была принята 28 января 1993 года и по мнению политолога решила важнейшие актуальные задачи, но не устранила ряд институциональных проблем. В день ее принятия, Казахская ССР была окончательно переименована в Республику Казахстан. Точнее, КССР стала Республикой Казахстан еще 10 декабря 1991 года, за 6 дней до объявления независимости, однако наименование «Казахская Советская Социалистическая Республика» в действующей на тот момент Конституции 1978 года сохранялось вплоть до принятия нового Основного закона в 1993 году. А в 1994 году 28 января в стране успели отметить, как государственный праздник.
Как пишет Полетаев конституционные реформы в Казахстане стали проводить после распада СССР и они пронизали основные сферы общественно-политической жизни. Необходимо было конституционно-правовое оформление независимого государства, поскольку содержание Конституции 1978 года уже не соответствовало сложившимся политическим и экономическим реалиям.
Постановлением Верховного Совета от 15 декабря 1991 года председателем Конституционной комиссии, занимающейся созданием Основного закона, был утвержден Нурсултан Назарбаев. При этом важную роль в Комиссии играли члены Президиума Верховного Совета, которые воспротивились предложениям Президента по созданию двухпалатного парламента. По действующей советской Конституции новый главный документ мог принять только Верховный Совет.
После продолжительной работы Комиссии был опубликован текст новой Конституции, которая была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Это исторический правовой акт, вмещавший новеллы, определившие государственный и общественный строй Казахстана. Но наряду с ними он сохранил много правовых рецидивов советской эпохи.
Первая Конституция нуждалась в доработке, предложения по изменения широко обсуждались в обществе. В 55 статей внесли более 1100 поправок и дополнений. Из 90,5% избирателей, которые приняли участие в голосовании, за Конституцию отдали свои голоса 89%.
«Мне пришлось проштудировать огромное количество литературы по вопросам конституционного устройства стран мира, взаимоотношения ветвей власти, деятельности политических партий, профсоюзов, прав человека, собственности и т.д. Все это было включено в проект с учетом нашей казахстанской специфики. …За несколько месяцев до референдума по новому проекту Конституции мне пришлось изучить конституции 12 государств», - вспоминает Первый Президент Нурсултан Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века».
По мнению политолога Конституция 1993 года впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета. В преамбуле была использована формула «казахская государственность», означавшая признание политического самоопределения казахской нации. Республику провозгласили, как демократическое, светское и унитарное государство. Утвердили, что «народ Казахстана является единственным источником государственной власти». Признали Президента главой государства, принцип разделения государственной власти на три ветви и положение о том, что они «взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Также были признаны политический плюрализм в форме многопартийности, приоритет свобод и прав человека и гражданина, частная собственность с разрешением свободы экономической деятельности.
Среди других важных положений: целостность, неделимость и неприкосновенность территории Казахстана; признание человека, его жизни, свобод и неотъемлемых прав высшей ценностью государства и осуществлении его деятельности в интересах гражданина и общества; гарантирование общественным объединениям равных правовых возможностей, недопустимость установления идеологии общественных объединений в качестве государственной; статус казахского языка как государственного и русского языка как языка межнационального общения с одновременным гарантированием сохранения сферы применения языка межнационального общения и других языков, заботы об их свободном развитии, запрете на ограничение прав и свобод граждан по признаку невладения государственным языком или языком межнационального общения; наличие у Казахстана своих государственных символов - герба, флага и гимна.
При этом Конституция 1993 года решила важнейшие задачи: юридически оформила независимость государства, легитимизировала его в международном сообществе и утвердила в общественно - политической и правовой сферах ряд новых институтов. Одновременно с этим она не устранила ряд появившихся проблем. Оставалась неопределенной форма правления и государственного устройства. Было непонятно, является Казахстан президентской или парламентской республикой.
В связи с недоработками появилась необходимость коренного изменения Основного закона, но не путем внесения поправок и изменений, а на основе создания новой Конституции.
Одной из причин, приведших к ее созданию и принятию, называют кризис системы сдержек и противовесов, заложенных Конституцией 1993 года, которая могла привести к недееспособности государственной власти в 1995 году, когда в марте был распущен Верховный Совет согласно решению Конституционного Суда РК. В мае 1995 года был создан экспертно-консультативный совет при Президенте по разработке нового Основного закона.
«Конституция, принятая на референдуме в августе 1995 года, продолжила преемственность основополагающей правовой базы. Она провозгласила Казахстан президентской республикой. Отныне в качестве гаранта единства народа и государственной власти выступает Президент РК. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти, не входя ни в одну из них» - подвел итог Полетаев.
В 2020 году в Казахстане отмечали 25-летие со дня принятия Конституции.