Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Правый руль вне закона: что думают автоэксперты о запрете на “автоконструкторы”

А также о нововведениях в закон.

Правый руль вне закона: что думают автоэксперты о запрете на “автоконструкторы”
Фото: pexels.com

О запрете ввоза легковых автомобилей с правосторонним расположением руля в разобранном виде на территорию Казахстана говорили еще в 2023 году. И уже в нынешнем году в стране ввели временное ограничение на такие машины сроком на шесть месяцев. Приказ начнет свое действие с 16 января. Для чего нужен данный запрет казахстанцам, чем опасен праворульный автомобиль и можно ли переустановить руль в машине, узнавал Liter.kz.

Сегодня многие страны постепенно отказываются от праворульного движения в целях безопасности, кроме того вводят штраф на использование машин и изымают транспортное средство у владельца, нарушающего закон. Такая практика имеется в Израиле, Таджикистане, Прибалтике, Азербайджане, Конго.

В Казахстане запрет на регистрацию праворульных автомобилей, за исключением их эксплуатации, берет свое начало с 2007 года. При легализации иностранных машин, исключением стали те, кто пересек границу до 1 сентября 2022 года. В мае 2022 года им было разрешено вставать на казахстанский учет.

Летом 2023 года Комитет индустриального развития МИИР РК подготовил проект приказа о регулировании ввоза отдельных видов легковых автомобилей с правосторонним управлением. Проект приказа был опубликован на портале "Открытые НПА" и его публичное обсуждение длилось до 13 сентября 2023 года. Уже 29 декабря 2023 года приказ "О некоторых вопросах регулирования ввоза отдельных видов легковых автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления" подписан министром промышленности и строительства. Документ официально вступает в силу 16 января 2024 года.

Запрет на ввоз праворульных автомобилей в Казахстан – это необходимый и логичный шаг в обеспечении безопасности наших дорог. При отсутствии ограничений при ввозе праворульных автомобилей наши граждане приобретают такие автомобили и, как следствие, сталкиваются с проблемой их эксплуатации, что невозможно реализовать законным способом. Введенный запрет направлен на защиту интересов граждан и обеспечение безопасности дорожного движения в стране, – считает президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.

Несмотря на запрет, существует ряд исключений. В Казахстан по-прежнему можно ввозить следующие категории конструкторов:

- четырехколесные моторные транспортные средства повышенной проходимости с двумя или четырьмя ведущими колесами, оборудованные сиденьем мотоциклетного (седельного) типа, рычагами ручного рулевого управления двумя передними колесами, шинами для бездорожья, с автоматическим или ручным управлением трансмиссией, обеспечивающей задний ход;

- транспортные средства с объемом двигателя от 1 000 до 1 500 куб. см, от 1 500 до 3 000 куб. см.

- с рабочим объемом двигателя более 3 000 куб. см, не более 1 500 куб. см, от 1 500 куб. см до 2 500 куб. см, более 2 500 куб. см.

- ТС, приводимые в движение как поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием, так и электрическим двигателем, кроме тех, которые могут заряжаться подключением к внешнему источнику электроэнергии.

Фото: из личного архива Алексея Алексеева

По словам автоэксперта Алексея Алексеева, через некоторое время после запрета в 2007 году на ввоз праворульного транспорта в страну, из регистрации автомобилей убрали осмотр при оформлении, а из техпаспорта – номер двигателя. Тем самым упростили жизнь автомобилистам. Но при этом такой транспорт стали завозить в виде запчастей.

Автомобили из Японии ввозили в виде "конструктора". Разбирали на запчасти и завозили. В результате на казахстанских дорогах до сих пор появляются праворульные японские автомобили старше 2007 года. Не секрет, что предприниматели завозили так называемые "конструкторы" из Японии, покупали техпаспорта списанных в утиль машин и проводили регистрацию автомобиля, который выпущен недавно под документы праворульной машины выпуска до 2007 года, – рассказал Алексей Алексеев.

Автоэксперт считает, что новый закон призван бороться с нелегальным ввозом, в том числе разобранный японский праворульный автомобиль. С этой точки зрения закон защищает добросовестного покупателя.

Представьте, что вы купили подержанный автомобиль, а позже обнаружили, что двигатель заменен, салон от другого поколения, и вообще – это "конструктор": автомобиль, собранный из нескольких "доноров".  Так что новый закон в виде приказа министра промышленности и строительства, который вступит в силу 16 января, лишь является дополнением к ранее принятым правилам и законам о запрете ввоза праворульного транспорта в Казахстан, – дополнил он.

Такую же точку зрения выражает эксперт ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Юрий Козлов. Он рассказал, что запрет является логическим продолжением мероприятий, проводимых государственными органами по исполнению поручения главы государства от 1 сентября 2022 года касательно перекрытия нелегальных каналов ввоза автомобилей в страну.

Эта мера необходима, так как эти автомобили, так называемые "конструкторы", без прохождения процедур, необходимых для допуска к эксплуатации, колесят по дорогам и несут опасность не только лицам, управляющим таким транспортом, но и остальным участникам дорожного движения: пассажирам, пешеходам, другим водителям. Тем более все эти автомобили ездят, как правило, с подложными госномерами других стран. С введением данного запрета у граждан, которые построили бизнес на этом, пропал последний аргумент, которым они апеллировали к государству: "Почему государство разрешает ввозить такие автомобили?", – объяснил эксперт.

При этом у праворульных автомобилей есть возможность перенести руль. Запрета на это нет. Однако есть ряд нюансов по законодательству.

Любое переоборудование должно быть согласовано с уполномоченным органом в сфере безопасности дорожного движения. При этом автомобиль должен быть зарегистрирован в Казахстане и допущен к эксплуатации. В процессе согласования МВД предпишет условия, которые необходимо будет соблюсти при проведении переоборудования, либо откажет в переоборудовании если посчитает, что это небезопасно. Например, отсутствует аналог с левосторонним расположением органов рулевого управления, – отметил спикер.

Он также по пунктам разъяснил недостатки праворульных авто, которые негативно влияют на их безопасную эксплуатацию:

- недостаточная информативность восприятия водителем дорожных знаков, сигналов и другой информации, установленных на дорогах;

- несоблюдение требований правил дорожного движения при посадке и высадке пассажиров;

- создаваемые ограничения видимости водителя при обгоне с выездом на встречную полосу движения, особенно на узких участках дорог;

- при выполнении поворота налево при встречном разъезде у водителя отсутствует возможность визуального контроля за встречным движением; 

- неправильное распределение светотеневой границы и углов установки фар, приводящее к ослеплению водителей встречных автомобилей при разъездах транспортных средств, а также плохое освещение правой обочины дороги и так далее.

По данным Министерства промышленности и строительства, по итогам 11 месяцев 2023 года на территории РК легализовано более 240 тысяч автомобилей в рамках разовой 200-тысячной легализации, в том числе около 22 тысяч конструкторов, то есть праворульных. Машины, прибывшие до вступления приказа в силу, будут легализованы в рамках установленного законодательства.

Напомним, еще одно новшество ввели с 1 января 2024 года. Теперь водители могут самостоятельно через приложение "Европротокол" зафиксировать ДТП и подать заявку на возмещение материального ущерба в страховые компании. Узнали у экспертов о слабых местах такого вида оформлений.

Новости партнеров
×