Поиск по сайту
Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 515.03  584.82  6.24

Психологи страны: каким быть закону о психологической помощи?

Эльмира Алиева, ведущий эксперт Центра психологии, воспитания и развития личности Национальной академии образования им. И. Алтынсарина, член рабочей группы приоритета “Содействие созданию и функционированию психологической службы” Женского крыла партии AMANAT.

 

14.04.2025, 09:37
Психологи страны: каким быть закону о психологической помощи?
Фото: istockphoto.com

В декабре 2023 Женское крыло партии AMANAT инициировало значимый приоритет в своей деятельности “Содействие созданию и функционированию психологической службы”. Сопредседателями приоритета стали депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Айна Мусралимова и академик НАН РК, доктор социологических наук, профессор Зарема Шаукенова. Была создана рабочая группа приоритета, в которую вошли практикующие психологи, исследователи и преподаватели ведущих казахстанских вузов с большим опытом работы. Эксперты в течение 2024 года обсуждали вопрос подготовки психологов и состояние научных школ с профильными кафедрами государственных и частных вузов страны. Изучали международный опыт законодательного регулирования психологической деятельности, работали над видением проекта закона в целом и его отдельными статьями. 20 февраля этого года в Мажилисе Парламента Республики Казахстан под председательством председателя Комитета Асхата Аймагамбетова состоялось тематическое заседание Комитета по социально-культурному развитию “Психология как профессия и наука: проблемы и решения”, передает Liter.kz.

Следующим важным событием стало онлайн обсуждение, посвященного вопросам разработки законопроекта об оказании психологической помощи и психологических услуг в Казахстане. Мероприятие, организованное женским крылом партии AMANAT на которое были приглашены психологи всех сфер и специализаций к открытому диалогу и дискуссии. За месяц до встречи психологическому экспертному сообществу было предложено ознакомиться с содержанием документа, разработанного рабочей группой приоритета. Данный документ представлял собой наше видение закона. Мы попросили всех наших коллег направить в рабочую группу приоритета свои предложения, замечания, новые формулировки статьей или пунктов. В итоге было получено более 200 предложений и замечаний, примерно по 50 замечаний по каждой главе документа.

Больше всего предложений, уточнений поступило по статьям, касающимся основных понятий, и прежде всего понятия “психолог’; государственной политики по вопросу профессиональной подготовки (обучение), переподготовки и повышению квалификации психологов; регистрации психологов в республиканском реестре психологов Республики Казахстан; этических принципов профессиональной деятельности психолога.

Активное обсуждение прошло на заседании подсекции по психологии Республиканского учебно-методического объединения при КазНУ им. аль-Фараби (председатель - доктор психологических наук, профессор Майра Кабакова) с участием представителей психологических кафедр 26 вузов. 12 вузов представили свои предложения по законопроекту: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, КазНПУ им. Абая, КазНацЖенПУ, Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова, Восточно-Казахстанский университет, Университет Туран, «Q» University, Костанайский региональный университет им. А. Байтұрсынұлы, Университет Нархоз, Атырауский унивеситет им. Х. Досмухаметдова, Центрально-Казахстанская Академия, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет; КазНУ им. аль-Фараби. Свое видение того, какие меры необходимы для государственного регулирования профессиональной деятельности психолога, в течение года нам направил широкий круг специалистов. В их числе профессор кафедры коммуникативных навыков Казахского Национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова Ф.А.Багиярова, профессор, заведующая кафедрой “Личностное развитие и образование” Торайгыров Университет Р.Ж. Аубакирова, медицинский психолог, Президент Казахстанской Ассоциации Когнитивно-Поведенческой терапии, член Международной конфедерации КПТ Е.Р. Ян, руководитель ОФ «Фонд развития профилактики и лечения зависимости “Мәңгілік” А.Е.Ибрагим, психолог (г. Талдыкорган) М.В. Терпиловская, психолог НИШ К.К. Салимбаева и многие другие. Это лишь доказывает, что сегодня в стране нет ни одного психолога, который бы был равнодушен к вопросу – каким быть “психологическому” Закону в нашей стране?

В онлайн обсуждении, состоявшемся 19 марта приняло участие более 130 психологов, представляющие психологические кафедры вузов, психологические ассоциации, государственные и частные организации. Большая честь для меня была выступить модератором данной встречи. В течение более двух часов шла конструктивная, профессиональная дискуссия.

Встречу открыла секретарь партии AMANAT, руководитель Женского крыла Шолпан Каринова. В своем выступлении она подчеркнула, что с самого начала при обсуждении целей и задач приоритета сложилось мнение о необходимости принятия в нашей стране закона, который бы защищал права, как психологов, так и населения, а также способствовал получению людьми квалифицированной психологической помощи. Данная работа нами только начата. Мы собрались для того, чтобы на этой площадке услышать мнение психологов относительно тех норм, которые сейчас заложены рабочей группой приоритета. Необходимо дополнить и усилить документ предложениями и дорабатывать его согласно поступающим от профессионалов конструктивным комментариям, чтобы затем внести в Мажилис Парламента РК видение психологического сообщества. Отдельно секретарь партии AMANAT поблагодарила участников рабочей группы приоритете, которые на общественных началах работают больше года в столь важном направлении.

В ходе он-лайн обсуждения участниками был озвучен целый ряд интересных предложений, многие из них носят дискуссионный характер, но все они однозначно помогут в дальнейшей работе над законопроектом. Вот лишь некоторые из них, отражающие суть обсуждаемых проблем и вопросов.

Фото: партия AMANAT

Проректор по академической работе КарГУ им. Е.А. Букетова Мадина Умуркулова:

“Хочу выразить большую радость от того, что это происходит на самом деле, что это не сон, что мы здесь собрались это обсуждать, потому что я думаю, что результаты обсуждения, какие бы они не были, они всегда приведут к изменению статуса-кво, и основная цель закона - обеспечение психологической безопасности и регулирование психологической деятельности будет достигнута.

Мое выступление будет посвящено психодиагностике как первейшему, как сложнейшему этапу, как сложнейшему виду деятельности любого психолога, где бы он ни работал. Сейчас существует очень много около психологов, тех, в работе которых очень остро проявляются недостатки подготовки в вопросах выбора методологии, методики, направления психодиагностики. Часто психолог в своем выборе инструмента ограничивается только поиском в гугле, совершенно не озадачиваясь тем, что существуют процедуры апробации, конструирования, валидизации. Также здесь можно выявить пробелы теоретической подготовке психолога, когда он не подкован методологически, выбирает методику даже без указания автора, просто скачав ее из интернета, и попросту не умеет определять, на какой выборке стандартизирована методика, какими методами она проверялась. Психолог в таких случаях порой говорит «это моя авторская», даже умудряется получить на это авторское свидетельство. Особенно это касается методик на государственном языке. Также к сожалению, сегодня ситуация в классическом образовании такова, что оно, обучение, оно чересчур идет академическое, идет с перекосом на теоретизирование. Я как проректор по академической работе это вижу.

Я сталкиваюсь очень часто с выпускниками сомнительных курсов, например, Стэнфордские курсы какие-то, Оксфордские курсы. Проблема повышения квалификации очень актуальна! Ни для кого не секрет где берутся эти сертификаты. Министерство просвещения, когда запускает программу повышения квалификации, требует две вещи – организация, которая может эти курсы осуществлять, должна войти в реестр, а образовательная программа должна пройти экспертизу. К сожалению, таких программ единицы. А если мы сейчас примемся считать у психолога сколько сертификатов, их будет тьма, только вот где и кем они сертифицируются?

Считаю, что подобно тому, как педагоги подтверждают свою квалификацию, так и психолог должен подтверждать свою квалификацию как психодиагноста, так как психодиагностика как наука не стоит на месте, как практическая деятельность, не стоит на месте. Создаются новые компьютерные программы для обработки. В связи с ростом киберпреступлений здесь особенно встает проблема защиты персональных данных, которые мы получаем от испытуемых. Знает ли психолог протоколы хранения, протоколы сбора, трансляции информации? Я думаю, психологи в этом безусловно должны разбираться.

Еще одна проблема, когда в ведомственных учреждениях психологам спускаются методики, утвержденные неизвестно кем. Психолог должен этими методиками пользоваться, опять же, не задумываясь, чья это методика, кто ее автор, на какой выборке она стандартизировалась.

Назрела необходимость в дополнительном усиленном контроле компетентности психолога именно в области психодиагностики, а именно в вопросах выбора методологии, направления методов и методик психодиагностики, знаний и умений в области стандартизации, культурной, семантической компетенции. Не говорю уже о навыках планирования и реализации исследования. Это должно быть обязательным условием для включения в реестр психологов.

Во многих странах эта сертификация дополнительной психодиагностики, психодиагностика психолога, она существует. Она бывает добровольной, бывает и обязательной. Может быть, мы подумаем, над тем, чтобы сделать сертификацию как психодиагноста добровольной, но обязательной, для определенных категорий, например, педагоги-психологи или психологи, которые прошли обучение по сокращенным программам, по каким-то сомнительным зарубежным курсам. И здесь, скажем так, прецедент есть. Есть механизм, он разработан для медиков, разработан для адвокатов, для учителей. Этот механизм называется национальной аккредитацией, и государство могло бы здесь регулировать через национальный центр аккредитации тех же самых психологов, которые подают на сертификацию как психодиагноста. Вот такое мое предложение. Давайте об этом подумаем”.

Руководитель психологической службы Kozybaev University Павел Моисеев:

“На сегодняшний момент надо исходить из того, что мы формируем во многом будущее, и судьбу наших коллег, и будущее психологов этой страны. Мы помним 1986 год, когда были организованы психологические службы в Советском Союзе. Для того, чтобы заполнить необходимым количеством специалистов, в организации образования включали всех, кто прошел трехмесячные, семимесячные, трехнедельные курсы. И они наломали столько дров, что мы очень многие проблемы решаем до сих пор. Поэтому однозначно психологом может называться только человек, имеющий базовое образование не менее четырех лет. Ни в коем случае никакие дополнительные сертификаты и курсы, они не могут являться основанием для работы психолога с людьми. Поэтому я бы как практик с многолетним опытом, который в свое время обучался как раз для того, чтобы мы начинали запускать в Республике Казахстан психологическую службу, настаиваю на очень жесткой формулировке, кто может называться специалистом-психологом. Иначе мы получим большое количество нумерологов, родологов и других специалистов, которые будут приносить сертификаты о прохождении дополнительных курсов.

Также важным считаю то, что на сегодняшний момент у нас по каким-то неясным основаниям отсутствуют клинические психологи, психологи организаций и многие другие специалисты, которые нам на сегодняшний момент очень нужны”.

Профессор Кокшетауского университет им. А. Мырзахметова, кандидат педагогических наук Дмитрий Лепешев:

“С этого учебного года по финскому проекту мы начали готовить новую категорию психологов для организации образования. Называется это новая образовательная программа “Психолог в образовании” и связана больше именно с психологией и сопровождением детей в организации образования. Но вот теперь опять встанет вопрос, как мы будем квалифицировать, к кому их будем относить, то ли они психологи, то ли они педагоги-психологи, и они опять окажутся у нас в середине”.

Доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби, доктор психологических наук Арман Нурмаханбетов:

“По сегодняшней тенденции, которая происходит не только у нас, а во всем мире, важен аспект, связанный с цифровой средой, с кибербуллингом, манипуляцией сознанием, интернет-риски, зависимости. Необходима разработка стратегии по защите психологического состояния населения в цифровой сфере, в том числе профилактика предупреждения кибербуллинга, изучение профилактика негативного влияния социальных сетей, искусственного интеллекта на сознание детей и подростков, мониторинг и предупреждение манипуляции массовым сознанием в социальной сети”.

Директор по социальной и воспитательной работе Алматинского университета энергетики и связи (АУЭС) Зарема Абдуллина:

“Сейчас очень активно разрабатываются курсы по использованию искусственного интеллекта в психологии. С одной стороны, это можно только приветствовать. Но, дело в том, что технари, в силу своей специализации, убеждены, что психологи останутся вообще без работы, потому что искусственный интеллект сможет генерировать многое, вплоть до тестов. Такой подход тоже около психологии получается. И нужно, чтобы это было прописано на законодательном уровне”.

В онлайн обсуждении активное участие приняли руководители психологических ассоциаций, среди них президент РОО «Казахское психологическое общество», доктор психологических наук, профессор Мухан Перлинбетов, председатель Союза психологов Казахстана Гульзат Асанова и др.

Подвела итоги встречи сопредседатель приоритета «Содействие созданию и функционированию института психологической службы» Женского крыла партии AMANAT Зарема Шаукенова. Она подчеркнула, что залогом успеха в дальнейшей работе над законопроектом является единение нашего психологического сообщества, поддержка партии АМАNАТ, депутатов Мажилиса.

Работа продолжается, так 9 апреля в Центральном аппарате партии AMANAT состоялось экспертное обсуждение “Психологическое благополучие населения: экспертный взгляд”. В нем приняли участие ведущие психологи ученые и практики, представители госорганов, аналитических центров, а также известные общественные деятели и эксперты.

Наша задача прийти к значимому результату пользы для страны.

 

Новости партнеров
×