Какова ситуация с газоснабжением на юге страны?
Вице-министр энергетики РК Ерлан Аккенженов провел встречу с населением Шымкента.
Подготовка к отопительному сезону, обеспечение населения природным газом и дефицит сжиженного газа в Шымкенте стали главными темами обсуждения на встрече вице-министра энергетики РК Ерлана Аккенженова с населением третьего мегаполиса. Ерлан Кудайбергенович встретился с нашим корреспондентом и прокомментировал ситуацию с газоснабжением на юге страны.
Очереди из десятков автомашин на автозаправочных станциях за сжиженным газом постоянно перед глазами – словно эффект дежавю. Такое в третьем мегаполисе страны наблюдали по весне, но тогда официальные лица убеждали, что проблемы с газоснабжением временные и связаны с ремонтом НПЗ. (Возникало ощущение, что всех и сразу). Автомобилисты по привычке надеялись на неистребимое "а вдруг!", забывая о весенне-осеннем дефиците сжиженного газа прошлого и позапрошлого годов. И тогда с трибун звучали оптимистичные заявления, что вскоре проблемы будут решены.
Но помимо автомобилистов есть и другая часть населения города, которая испытывает огромный дискомфорт от отсутствия сжиженного газа. Эти горожане используют газ в быту – для приготовления пищи, обогрева домов, и потому им, наравне с автолюбителями, приходится занимать с раннего утра очереди на заправочных станциях, чтобы заполнить газом баллоны для бытовых нужд. Если повезет, то заправишь баллон, а если нет, и газа на всех не хватит, то успокаивать могут только объявления на АГЗС "Газа нет", да и то потому, что его не будет для всех.
“Возросшее потребление сжиженного газа, и в том числе переоборудование автомобилей на сжиженное топливо, объяснимо. Сама ценовая конъюнктура, которая складывается на сегодняшний момент на рынке, диктует этот переход самостоятельно. Если мы говорим о Шымкенте, то стоимость одного литра сжиженного углеводородного газа – 70 тенге, а стоимость бензина АИ 92 – 205 тенге. Поэтому разница в 130 тенге говорит сама за себя и объясняет увеличение количества автомобилей, на которых установлено газобалонное оборудование. Это существенно. На сегодняшний момент мы видим рост порядка 20% ежегодно. Это очень большая цифра, если мы возьмем в абсолютном объеме”, – пояснил проблемы со сжиженным газом вице-министр энергетики.
- Ерлан Кудайбергенович, как бороться с дефицитом, а он у нас наблюдается практически ежегодно?
- Эта тенденция стала ежегодной где-то года два назад. Связана она, конечно, с увеличением потребления топлива. Связано это с ценовой конъюнктурой. Если мы в дальнейшем будет так продолжать потреблять, то никаких объемов газа, неважно сколько мы построим газоперерабатывающих заводов, и сколько бы у нас ни производилось газа в стране, – этого не хватит. Ведь если рассуждать рыночными механизмами и регулировать отрасль рыночными механизмами, как, в принципе, у нас все на сегодня регулируется, то повышение цены неизбежно. Это касается не только сжиженного углеводородного газа, но и бензина. Мы сдерживаем рост. А Казахстан тесно встроен в цепочку мировой экономики. Мы являемся полноценным ее игроком. Ведь, добывая 90 миллионов тонн нефти и почти 60 миллиардов кубометров газа, невозможно не быть участником мировой экономики. Поэтому если мир торгует углеводородами, используя рыночные механизмы, а мы нет, то значит, у нас проблемы.
- Это глобальное видение, а конкретно ситуация в Казахстане – что делать потребителям сейчас? Ведь не только автомобилисты испытывают дефицит газа. У нас большое количество населения, которое потребляет сжиженный газ, приготавливая на нем пищу, обогреваясь?
- Физические объемы производства сжиженного газа будут увеличены к 2029-2030 годам. Придется потерпеть. Этой отрасли не уделялось должного внимания. Сейчас мы работаем над новыми проектами. В Жанаозене введем в эксплуатацию завод по переработке газа проектной мощностью 900 миллионов кубометров. Затем в Атырау – завод с мощностью выпуска миллиарда кубов газа. В Карашыганаке планируем строительство завода. Что же касается населения Шымкента, раз мы здесь находимся, газификация Шымкента достигает 99,9%. То есть доступ к природному газу существует у 99,9% населения. В целом, если вы затронули обеспечение сжиженным газом домохозяйств, то, конечно, надо увеличивать газификацию. Это не секрет. Более того, этот же газ, который используют в домохозяйствах, – товарный газ, который образуется с переработки сырого газа. С переработкой сырого газа мы получаем два вида газа – сжиженный углеводородный газ и товарный газ. Поэтому первым делом необходимо увеличивать перерабатывающие мощности. Вы правы, они в перспективе, поэтому мы живем в условиях дефицита. Это реальность. 20-25% – это дефицит. К сожалению, с этим пока ничего поделать нельзя. Газа больше не будет. То есть грядущие 5-6 лет мы будем жить с дефицитом. Это нужно признать. Это та перспектива, к которой мы пришли.
- Хоть мы и встроены в мировую экономику, но в Казахстане хотелось бы, чтобы дела шли как-то по-другому.
- Но это не работает. Посмотрите на зарубежье. Понимаю, можно сказать о разнице в размерах зарплат, но наше правительство над этим работает. Заработные платы повышаются. Но раз мы пользуемся рыночными механизмами, то цены должны быть рыночными. Если посмотреть, то у нас тарифы не повышались в течение 10-15 лет. Вся инфраструктура пришла в негодность. Мы рискуем потерять ее полностью. И если посмотреть на нефтяную отрасль, то сдерживание цен влияет пагубно на нефтегазовую отрасль. Мы рискуем потерять нефтегазовую отрасль, которая приносит нам 40% наших внешних доходов.
И все же мы видим значительные подвижки в решении вопросов снабжения населения ГСМ и сжиженным газом. Так, начиная с текущего года, приняты правила доступа к ключевой мощности, разработанные Агентством по защите конкуренции. Эта деятельность оцифрована, что исключает возможность приоритетного снабжения кого-либо из поставщиков ГСМ. Топливо разделяется напрямую АЗС, учитывая их пролив, месячные продажи. Это очень важно, чтобы в дальнейшем не плодить непродуктивных посредников. Сейчас на рынке благодаря принятым мерам практически не наблюдается дефицита ГСМ. Если брать Шымкент и Туркестанскую область, то таких АЗС – единицы, которые находятся без топлива. На сегодняшний день в целом по республике снабжение бензином находится на уровне 99,7%, – резюмировал вице-министр энергетики РК Ерлан Аккенженов.
Сергей Павленко