Отсутствие эмпатии или страх? Психолог разобрала последние резонансные случаи в Казахстане
Поговорили о преследовании алматинок бывшими супругами и поисках пятилетней Мадины в Костанайской области.
Социальные сети пестрят видео с места происшествий, авторы которых снабжают материал своими комментариями, но далеко не всегда приходят на помощь. Пострадавшие от сталкинга (преследования) женщины жалуются на равнодушие людей и стражей порядка. Почему так происходит и зачем человеку нужна эмпатия, редакции Liter.kz рассказала психолог-консультант Ксения Радионова.
– Что такое эмпатия?
– Термин "эмпатия" введен Эдвардом Титченером, который перевел немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства. Одно из первых определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом, основоположником психоанализа в психологии: "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным". Далее специалисты из разных областей давали подробное описание понятия "эмпатия".
В сухом остатке я бы дала такое определение: эмпатия – это способность человека к пониманию внутренних состояний людей (эмоций, чувств), к сопереживанию и сочувствию.
Помимо эмоциональной выделяют еще эстетическую эмпатию – "вчувствование" в художественный образ героя, картины, произведения искусства, его понимание.
– В чем разница между эмпатией и сочувствием?
– Сочувствие – это один из видов эмпатии, который отличается тем, что мы определенным образом выражаем человеку понимание того, что он чувствует. Мы готовы сделать что-то для изменения или поддержания эмоционального состояния другого человека. Это могут быть сочувствующие слова, поддерживающие действия – например, похлопать по плечу, приобнять, спросить "Чем я могу помочь? и тому подобное.
В Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко дается такое определение сочувствия: "При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает".
– Как вообще формируется эмпатия в человеке? Она заложена изначально или зависит от воспитания, окружения и так далее?
– Эмпатию, как и любое качество, человек может получить при рождении, а также при желании и подходящих условиях развить его в течение жизни.
Прирожденную эмпатию доказывают различные типологии личностей. Например, в соционике (одно из направлений типологии личности на основе того, как человек взаимодействует с информацией) есть люди, в которых присутствует этика эмоций или отношений, и они от природы эмпатичны.
Возвращаемся к тому, что эмпатия – это способность понимать, что чувствует другой человек. В течение жизни человек, естественно, встречается с собственными чувствами, с чувствами других людей, замечает, как проявляется то или иное чувство внешне. А именно, как то или иное чувство выражается в мимике лица, положении тела, интонациях голоса и других невербальных проявлениях. Это позволяет распознавать и понимать свои чувства и окружающих людей лучше по мере взросления и даже прогнозировать, а как будет вести себя человек в том или ином эмоциональном состоянии.
Фотография из личного архива Ксени Радионовой
– А можно ли научиться эмпатии?
– Да, эмпатии можно научиться. При формировании любого нового качества необходимо личное желание человека развиваться в этом направлении, важно понимать, что у нас у всех разный старт и каждому может понадобиться свое время для развития этого качества.
Что помогает в развитии эмпатии:
- Чтение классической художественной литературы. В процессе чтения, следования за развитием сюжета и проявлением героев, приходит понимание причинно-следственных связей возникновения тех или иных чувств и состояний у героя. Важно читать именно классическую литературу. К сожалению, здесь не подойдут эмоциональные любовные романы и беллетристика, подчас описывающие "фантастические" сюжеты, не имеющие никакого отношения к реальной жизни.
- Посещение театров – наблюдение за актерами позволяет понимать и видеть, как происходит перевоплощение, какие внешние проявления имеют различные чувства, которые испытывает герой.
- Посещение художественных выставок. Через взаимодействие с искусством мы развиваем эстетическую эмпатию и навык вчувствования, понимания, что хотел сказать художник, как мы реагируем на его произведение. Это тренировка собственных чувств и наше их распознавание.
- Взаимодействие с эмпатичными людьми, наблюдение за ними, диалог с эмпатичным человеком. Чаще всего эмпатичные люди с удовольствием делятся информацией о том, как они понимают других людей.
- Познакомиться со списком чувств и эмоций, узнать, как называются чувства.
- Ознакомиться с любой книгой или курсом, посвященным развитию эмоционального интеллекта. Этот вопрос уже изучен, есть готовые методики, только выбирай и делай.
Однако есть люди, страдающие алекситимией, они имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.
– Можно ли сказать, что без эмпатии у человечества нет будущего?
– В какой-то степени, да, так можно сказать. Для сохранения жизни на Земле нам необходимо сохранить и развить человечность, гуманность, альтруизм. Важно поставить во главу угла приоритет и важность жизни человека. Эмпатия – это одно из важнейших качеств, которое помогает объединять людей, ведь язык чувств – это язык единый, международный. Условно грустят и радуются люди, говорящие на разных языках, одинаково и по похожим поводам.
Но одна эмпатия без конкретных действий не спасет мир. Эмпатия помогает понять, как себя чувствует другой человек. На основе этого понимания должны идти какие-то действия, которые будут менять реальность к лучшему. В психологии есть такая схема, которая описывает этапы получения результата или желаемых изменений. Любой результат рождается из действий. Действия рождаются из наших мыслей, намерений. Эмпатия помогает нам лучше понять реальность, другого человека и на основе этого понимания выбрать наилучшие действия для желаемого результата.
– В последнее время было много новостей, в которых так или иначе затрагивался и вопрос эмпатии. Например, на женщину в Алматы напал бывший муж с ножом. Ей на помощь бросился один человек, остальные сидели молча. Но может ли быть так, что у части людей была такая реакция на ситуацию – они оцепенели?
– Давайте подробнее рассмотрим ситуацию, о которой вы упомянули. Мужчина напал на свою супругу с ножом на глазах других людей. Эта ситуация угрозы жизни для женщины и всех свидетелей ситуации. Когда человек попадает в такую ситуацию, включается инстинкт сохранения жизни. В этот момент управления на себя берут древние части нашего мозга, так называемый рептильный мозг. Его задача одна – сохранить жизнь любым возможным способом, все остальные потребности отключаются в это время. Для этого веками выработаны несколько инстинктом "бей", "беги", "спрятаться, притвориться мертвым".
Я могу предположить, что у всех свидетелей данной ситуации включился инстинкт "спрятаться", так как агрессия была направлена не на них, и, видимо, подсознательно они понимали, что они слабее мужчины с ножом и в схватке проиграют. В таких критических ситуациях решения принимаются инстинктивно, когда есть угроза своей жизни и ты слабее агрессора, с точки зрения инстинкта – это нормальная здоровая реакция "сначала спасти себя". Вспомните, в самолетах всегда говорят: "сначала наденьте кислородную маску на себя, и только потом помогите другому, даже если другой – это ваш ребенок и любимый человек".
Скриншот видео из социальных сетей/ коллаж Liter.kz
Мужчина, который все-таки бросился на помощь – у него сработал инстинкт "Бей", когда у тебя достаточно сил вступить в прямую схватку с агрессором и угрозой своей жизни.
Эмпатия, процессы сочувствия регулируются другими отделами головного мозга, которые в критические ситуации просто блокируются. Поэтому будет неверным обвинять свидетелей этой ситуации в отсутствии эмпатии. В критической ситуации принцип "сначала помоги себе и только потом другому" – верный и оправданный с точки зрения сохранения жизни.
– А что движет людьми, которые снимают на видео драки, избиения, детей на карнизе, но не идут помогать?
– В этом вопросе я вижу несколько объяснений.
Могу предположить, что люди, которые снимают на видео агрессивные действия (драки, избиения), скорее всего, имели опыт жертвы или свидетеля физического насилия. Причем это насилие может быть как в реальной жизни, так и увиденное в телевизоре, Интернете, компьютерной игре. Множество исследований по миру доказывает, что просмотр в СМИ, Интернете и других источниках информации сцен насилия снижает порог чувствительности к насилию не только на экране, но и в обществе, это ведет к росту агрессии, по факту идет "обучение жестокости".
Насилие начинает восприниматься людьми как норма жизни. Усугубляется это еще и тем, что часто в сценах насилия агрессор не получает должного наказания, а это формирует порочную связь, что "я могу, что-то сделать, и мне за это ничего не будет". Сильнее всего сцены насилия влияют на детскую психику, так как архитектура будущей личности человека формируется до семи-восьми лет. В детском возрасте нет возможности абстрагироваться от увиденного и критически оценить показанные сцены.
Также, скорее всего, такие операторы – это люди от 1997 года рождения и далее, так называемые зуммеры, поколение Z, которые родились в эпоху Интернета и для которых виртуальный мир и реальный мир уже не имеет границ между собой. Происходящее в реальности может восприниматься как что-то, что я уже видел в какой-то игре или видео.
Что интересно, по оценкам социологов разных стран, начиная именно с 2000 года в обществе стал наблюдаться резкий спад эмпатии.
– Вот еще такой момент: когда искали пятилетнюю девочку из Костанайской области, которая убежала из дома в трусиках, один из мужчин сказал: я побоюсь в современных условиях подойти к неодетой девочке, опасаюсь обвинений. Как бы вы прокомментировали это?
– Можно предположить, что у этого мужчины есть основания бояться обвинений. В его личной истории страх обвинений стоит больше, чем помощь ребенку.
Даже в организациях по защите детей детям дают рекомендации, что если они потерялись или остались одни, то лучше обратиться за помощью к женщине либо обратиться к полицейскому, человеку в форме, который при исполнении своих обязанностей. Дело в том, что материнский инстинкт присутствует в большей степени у женщин, женщины более эмпатичны в силу исторических причин, когда женщина заботилась о детях.
И здесь важно сказать об элементарной бытовой грамотности – знания и понимания, что правильно и неправильно в обществе, где мы живем. Также в этой ситуации важен альтруизм – готовность помочь другому человеку.
Идет девочка без одежды, одна на казахстанской улице... В нашем обществе ребенку дошкольного возраста быть одному на улице – это ненормально, небезопасно. Верным будет узнать, где ее родители или сопровождающие лица, понаблюдать за ней, спросить. Если ясно, что девочка одна, на основе этих данных можно принять решение, что делать. В идеале мы помогаем девочке, пытаемся войти с ней в контакт и доставить в ближайшее отделение полиции для установления личности.
– Может ли на эмпатичность человека влиять страх перед тем, как его воспримут в условиях новой этики?
– Нет, не может. Хочется еще раз повторить, что эмпатия – это способность человека понимать, что чувствует другой человек. Это сугубо внутренний процесс человека, который может выражаться внешне только невербально: мимикой человека или положением его тела. Не более того.
Эмпатия помогает понимать, чувствовать. То, что человек делает после этого понимания, к эмпатии уже никакого отношения не имеет. Там уже работают другие качества и проявления личности.