Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 498.34  519.72  4.85

Салтанат ТУРСЫНБЕКОВА: Новый закон – новые механизмы противодействия

Салтанат ТУРСЫНБЕКОВА: Новый закон – новые механизмы противодействия

В Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев указал, что особое внимание нужно уделить вопросам безопасности и охраны прав детей. Необходимо отметить, что в Послании свое отражение нашел целый ряд предложений нуротановцев, в частности, инициативы Республиканского совета по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей при партии «Nur Otan».

Тем не менее, до значительного улучшения ситуации еще далеко, помимо прочего, предстоит проделать и значительную законотворческую работу. Известный общественный деятель, член Республиканского совета по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей при партии «Nur Otan» и Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, руководитель проекта «Казахстан без насилия в семье» Салтанат Турсынбекова в интервью ЛИТЕРу рассказывает о том, что еще предстоит сделать:

– Нетерпимость к насилию самих граждан, общественное порицание, создание институтов общественного контроля – это достаточно сильный инструмент изменения общественного сознания. Именно в регионах необходимо выстроить систему ранней профилактики с привлечением к этой работе самих граждан.

В текущем месяце заработал контакт-центр «Экстренная служба 111» при Совете, который в круглосуточном формате принимает обращения и организовывает помощь напрямую со всеми государственными органами, группами оперативного реагирования в регионах. Все обращения находятся на контроле филиалов партии.

Как было отмечено председателем Республиканского совета по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей при партии «Nur Otan» Динарой Закиевой, это совершенно новый и эффективный подход.

В настоящее время по инициативе Совета в регионах сформировано 2 324 мобильных группы (в рамках существующих функциональных обязанностей местных исполнительных органов). Их задачи – находить оказавшиеся в трудной жизненной ситуации семьи, выявлять факты семейно-бытового насилия, организовывать комплексную и своевременную помощь и, самое главное, отследить результат.

В состав мобильных групп входят: представители акиматов, участковый инспектор, школьный инспектор, директор, психолог школы, медработники, социальные работники, домоуправители (КСК), представители родительских комитетов, активные граждане, волонтеры.

От работы этих групп ожидаются следующие результаты:

– оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

– выявление и принятие мер в отношении лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков, деструктивно настроенных по религиозным и другим мотивам;

– активное вовлечение в профилактику самих граждан и формирование у них «нулевой терпимости» к насилию;

– усиление ответственности сотрудников уполномоченных структур акиматов, организаций и социальных служб;

– определение реальных потребностей граждан в оказании социальных услуг и прогнозирование соразмерного выделения бюджетных средств.

 

Двукратный рост случаев насилия

– Во время карантина повсеместно отмечается резкий рост случаев бытового насилия. В нашей стране – на целых 30 процентов…

– Да, после введения во многих государствах мер, связанных с пандемией коронавируса, мир столкнулся со вспышкой домашнего насилия. И у нас карантин стал серьезным испытанием для общества. Самоизоляция негативно повлияла на психоэмоциональное состояние отдельных граждан, не говоря уже о семьях, где и раньше имели место факты насилия.

Тем не менее, дело не только в карантине. Давайте посмотрим на статистику. Так, доля преступлений, совершенных в семейно-бытовой сфере, в общей структуре зарегистрированных случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью имеет устойчивую тенденцию к росту: в 2015 году – 8,6, в 2016 году – 10, в 2017 году – 8,8, в 2018 году – 15,9, в 2019 году – 18,7%.

В течение этого периода наблюдается и увеличение случаев умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью в семейно-бытовой сфере: в 2015 году – 2, в 2016 году – 2,4, в 2017 году – 3,1, в 2018 году – 8,8, в 2019 году – 11%.

Резкий рост демонстрирует также регистрация состава уголовных проступков, совершенных в семейно-бытовой сфере: в 2015 году – 8,6, в 2016 году – 10, в 2017 году – 8,8, в 2018 году – 15,9, в 2019 году – 17,2%.

Уровень насильственной преступности, совершенной в семейно-бытовой сфере, не только остается стабильно высоким, но и, в целом, имеет тенденцию к росту.

За 7 месяцев текущего года количество правонарушений в семейно-бытовой сфере увеличилось на 21% (2019 – 497, 2020 – 601).

С учетом этих данных, целевые индикаторы по снижению фактов бытового насилия в отношении женщин и детей на 20%, отраженные в Концепции по семейной и гендерной политике до 2030 года, могут быть не достигнуты.

– На ваш взгляд, нужно ли дополнять действующий Закон «О профилактике бытового насилия»?

– Принятый еще в 2009 году закон содержит общие положения, не оказывающие существенного влияния на исправление ситуации с бытовым насилием. Отраженные в нем превентивные меры борьбы с насилием не носят системный, комплексный характер. Закрепленные в законе компетенции субъектов профилактики не позволяют в полной и эффективной мере реализовывать реальные потребности общества в обеспечении безопасности и защите их прав.

Госорганы в сфере юстиции, культуры и спорта, религии и гражданского общества, информации и коммуникаций, молодежной политики не вовлечены в деятельность по профилактике домашнего насилия.

В структуре закона отсутствуют цели и задачи по противодействию бытовому насилию. Требует расширения и уточнения перечень основных понятий закона.

Не определен конкретный орган, ответственный за координацию субъектов, задействованных в охране и защите от семейного насилия как на центральном, так и на региональном уровнях.

Отсутствуют нормы законодательства, регулирующие механизмы взаимодействия в сфере профилактики домашнего насилия государственных органов, институтов гражданского общества и структур бизнеса.

Также в законе не отражено положение, предусматривающее ответственность за нарушение законодательства в сфере профилактики бытового насилия. Не отражены и нормы по проведению системного анализа, мониторинга и комплексных исследований.

Есть проблемные вопросы и с примирением, когда правонарушитель остается безнаказанным и идет на повторное нарушение. Более половины дел прекращаются за примирением, т.е. каждый второй дебошир остался без наказания и каждый четвертый – примирился при повторном совершении нарушения.

Семейных дебоширов на практике не выселяют, поскольку в законе предусмотрено, что для этого у него должно быть другое жилье. Это зачастую приводит к тяжким последствиям, страдают дети.

Это неполный перечень причин, которые доказывают, что действующая правовая база не обеспечивает полноценную защиту граждан, в особенности детей, женщин, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями.

 

Более совершенный закон

– Вы являетесь основным разработчиком нового Закона «О противодействии семейно-бытовому насилию». Сейчас инициативы обсуждаются рабочими группами Мажилиса, ожидается, что поправки будут одобрены и приняты уже до конца осени. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих дополнениях.

– В новом законе четко определены цели и задачи, дополнены принципы, расширен понятийный аппарат. Впервые закреплены основные права жертв насилия.

За многие годы сложилось мнение, что профилактика насилия – это предмет деятельности исключительно органов внутренних дел. Но ведь главная цель – это не борьба с последствиями, и не введение карательных мер, а установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и их предупреждение.

В этой связи рабочей группой при обсуждении много времени уделено статьям, устанавливающим компетенцию как центральных, так и местных исполнительных органов, с учетом реалий сегодняшнего дня.

За уполномоченными министерствами закреплены полномочия по выработке государственной политики по противодействию семейно-бытовому насилию в соответствующих сферах.

Задача местных исполнительных органов – обеспечение качественной реализации государственной политики в сфере противодействия семейно-бытовому насилию. К сожалению, сегодня на местах к проблеме борьбы с насилием в семье относятся фрагментарно, нет комплексного и системного подхода. Не проводится всесторонний анализ ситуации с бытовым насилием, социальным неблагополучием.

Поэтому предлагается предусмотреть новые функции в компетенциях местных исполнительных органов:

– проведение системного мониторинга, анализа причин и условий, способствующих совершению семейно-бытового насилия;

– определение целевых индикаторов оценки эффективности мер по противодействию семейно-бытовому насилию в региональных программах развития территорий;

– обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов противодействия семейно-бытовому насилию на местном уровне и ряд других задач.

Еще один важный вопрос – это закрепление юридического статуса и компетенции уполномоченного органа по вопросам семьи на местах.

Ввиду отсутствия законодательно закрепленной нормы о создании самостоятельного уполномоченного органа по реализации государственной семейной политики, координации и обеспечению взаимодействия субъектов противодействия семейно-бытовому насилию, акиматами не инициируется и не решается этот вопрос. В связи с чем, в законопроекте в компетенции акиматов предусмотрена норма по созданию уполномоченного органа по вопросам семьи. Отдельно выделена глава по защите прав несовершеннолетних в случаях насилия в семье. Вводится статья, устанавливающая общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере противодействия семейно-бытовому насилию.

– Насколько мы понимаем, большое внимание уделено системе мер противодействия?

– Верно. Сегодня мы часто слышим нарекания граждан о том, что действующие меры не обеспечивают должную защиту от насилия. В действующем Законе «О профилактике бытового насилия» отражены положения только об индивидуальной профилактике. При этом их реализация осуществляется, сегодня, в основном органами полиции. Тогда как профилактика социального неблагополучия, алкоголизма и других зависимостей, детской беспризорности и безнадзорности, низкого правового и культурного уровня и ряд других негативных общественных явлений являются задачами государственных органов в сфере семейной политики, здравоохранения, образования, юстиции, занятости и социальной защиты, культуры и спорта.

С учетом этого в новом законопроекте систематизированы меры общей, индивидуальной профилактики и пресечения, определены основания, виды и формы их реализации. Кроме того, пересмотрены правовые инструменты реагирования на факты семейно-бытового насилия, такие как «срочное защитное предписание» и «судебное ограничение».

Депутатами поддержаны следующие поправки:

– При возникновении реальной угрозы или факта насилия срочным защитным предписанием к семейному агрессору, наряду с ограничениями, будет применена мера о временном запрете находиться в одном жилище с пострадавшим (до 10 дней).

– При установлении судебных ограничений правонарушитель будет обязан пройти психокоррекционную программу и, при необходимости, временно выселиться из совместного жилища, независимо от наличия у него другого жилья.

Касательно содержания сопутствующих законопроектов. Депутатами предложены и обсуждаются в рамках рабочих групп нормы по ужесточению наказания за совершение преступлений в семейно-бытовой сфере. Так, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, истязания, угрозы предлагается ввести дополнительный квалифицирующий признак «совершение деяний в сфере семейно-бытовых отношений» (в статьи 106, 107, 110, 115 Уголовного кодекса).

Также предлагается криминализировать статьи за умышленное причинение легкого вреда здоровью (73-1 КОАП) и побои (72-2 КОАП) и перевести их в категорию преступлений небольшой тяжести (108, 109 статьи УК).

Законопроектом предусматривается увеличить сроки административного ареста за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений по ст. 73 КОАП, а также за нарушение срочного защитного предписания (ст. 461 КОАП) и судебных ограничений (ст. 669 КОАП.)

Предусмотрен и ряд других мер по профилактике семейно-бытового насилия и усилению защиты прав граждан.

 

Страх быть вновь избитой…

– Многое зависит и от исполнения. Не секрет, что полиция не слишком охотно берется за так называемую, «семейную бытовуху».

– Как я уже отметила, в рамках рассматриваемых Парламентом законопроектов конкретизируются компетенции уполномоченных госорганов, в том числе и полиции. Да, каким бы совершенным не был закон, его исполнение напрямую зависит от правильно организованной практики, профессионального уровня и моральных качеств конкретных сотрудников.

Представителями органов внутренних дел приводятся доводы, что женщины отзывают свои заявления о привлечении к ответственности правонарушителя, зачастую они не доходят до суда. То есть меры приняты, и проблема семьи закрывается до следующего обращения, порой с тяжкими последствиями.

На мой взгляд, причина – на поверхности, и об этом говорят сами пострадавшие. Конечно, каждый человек несет ответственность за свою жизнь, но не каждый находит силы противостоять насилию.

Мы не можем не учитывать обстоятельства, в которых проживает жертва. Как правило, это мать: ей некуда идти, она экономически зависима, не знает своих прав, испытывает панический страх быть вновь избитой, боится оставить детей «без отца», надеется на изменение поведения агрессора, даже если он систематически издевается, выросла в семье с такой же атмосферой и другое.

Жертва остается один на один со своими проблемами и страхами по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Тогда в чем смысл профилактики со стороны социальных органов и полиции?

То есть, реализуя принцип «слышащего государства», необходимо окончательно перейти от «заявительного» принципа работы к «выявительному».

Далее. Более половины правонарушений в семейно-бытовой сфере совершается в состоянии алкогольного опьянения. Население, особенно в сельской местности, сегодня нуждается в оказании содействия с проблемами, связанными с зависимостью одного из членов семьи от алкоголя или наркотиков.

На районном уровне недостаточно психиатров-наркологов, а отвезти зависимого человека самостоятельно в наркодиспансер, который находится в областном центре, достаточно сложно. Не во всех регионах имеются реабилитационные центры. При таких условиях жертва годами терпит насилие, пока не произойдет трагедия. Как правило, насильник долгие годы не работает, он зависимый от алкоголя или наркотиков, агрессивно ведет себя как дома, так и в обществе, не имеет моральных ценностей.

Немало проблем, связанных с детской игроманией, которые порой приводят к совершению правонарушений или суицида.

Вместе с тем, Министерством внутренних дел сейчас проводится комплексная работа по усилению общественной безопасности, в том числе изменению подходов к системе профилактики семейно-бытового насилия. Это вопросы совершенствования законодательства, организации эффективной работы на местах, формирование статистики, отражающей реальную ситуацию, усиление контроля и ответственности за состояние профилактики, повышение квалификации кадров и другие.

Думаю, любые реформы и изменения должны ориентироваться на реальные потребности населения и проводиться в оптимально короткие сроки. От этого зависят судьбы людей, жизнь и безопасность семьи, женщин и детей. Для «срочного» принятия мер, мы не должны дожидаться очередного факта насилия, вызвавшего общественный резонанс.

– Какие новые меры предлагаются со стороны Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте?

– 1. Проводить систематический мониторинг ситуации, связанной с семейно-бытовым насилием.

  1. В программы развития территорий включить индикаторы оценки работы уполномоченных структур акиматов по борьбе с насилием в семье и социальному неблагополучию.
  2. Упорядочить выделение бюджетных средств на проблемы социального неблагополучия и семейно-бытового насилия. В Бюджетном кодексе предусмотреть отдельную бюджетную программу по противодействию семейно-бытовому насилию.
  3. Создать в структуре акиматов координирующий орган – Управление по делам семьи, детей и молодежи.
  4. В каждом районе сформировать Службы поддержки семьи на базе молодежных ресурсных центров. При них организовать кризисные койки.
  5. Создать условия для полноценного функционирования кризисных центров.
  6. Организовать в областях работу медицинских центров по проведению психокоррекционных программ для семейных дебоширов.
  7. Продолжить деятельность по формированию инициированных партией «Nur Otan» групп оперативного реагирования по раннему выявлению фактов семейно-бытового насилия.
  8. Акиматам активизировать работу по вовлечению граждан в систему профилактики.
  9. Обязать уполномоченные госорганы информировать и проводить праворазъяснительную работу с населением, регулярно обновлять информационные ресурсы акиматов и обеспечить доступ населения к ним.

Все эти меры заложены в основу нового Закона «О противодействии семейно-бытовому насилию».

Наряду с этим, постановлением Правительства от 21 мая текущего года утвержден План мероприятий по реализации Концепции семейной и гендерной политики, в которой предусмотрена реализация пилотного проекта «Казахстан без насилия в семье» в 5 регионах страны – в городах Нур-Султан, Шымкент, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областях.

Кызылординская область самостоятельно вышла с предложением о проведении пилотных мероприятий. Ожидаем, что успешная реализация проектных мероприятий даст возможность уже в 6 регионах улучшить ситуацию с семейно-бытовым насилием.

Но, в реализации системных и комплексных мер требуется активная работа со стороны акиматов.

Новости партнеров
×