Законодательные изменения на государственной службе
Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в качестве одного из приоритетных направлений на новом этапе развития страны поставил задачу по модернизации государственной службы. В перспективе должна быть сформирована сервисная модель государственного аппарата без проявлений бюрократизма, ориентированная на честное, справедливое, добросовестное служение народу.
Стать госслужащим стало легче
Работа в данном направлении включает меры по дебюрократизации деятельности госаппарата, упрощению поступления на государственную службу и "выхода" из нее, привлечению на госслужбу талантливых управленцев и профессионалов из частного сектора, развитию стратегического HR. Для их реализации мы внесли ряд соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство. В результате за последний год было принято и введено в действие четыре закона по совершенствованию государственной службы.
В июле прошлого года был принят закон, разработанный совместно с Министерством цифрового развития, касающийся развития цифровизации. Агентству была передана функция по выработке предложений, направленных на предупреждение нарушений при оказании государственных услуг и обеспечение прав и законных интересов услугополучателей на основе анализа и мониторинга. Так, только в прошлом году было выявлено около 46 тысяч нарушений. Из них наиболее частыми являются нарушение сроков и порядка оказания услуг, запрос лишних документов, необоснованный отказ в оказании услуг.
Вместе с тем в ноябре прошлого года был принят закон о выборах акимов районов. В Закон "О государственной службе" были внесены изменения с учетом того, что с этого года в пилотном режиме будут избираться некоторые акимы районов. Отныне избранные акимы освобождаются от испытательного срока и ротации. Применение дисциплинарного взыскания в виде "понижения в должности" к избранным акимам также было отменено.
Для исполнения поручения Главы государства в декабре прошлого года были внесены соответствующие изменения в действующее законодательство по устранению излишних барьеров при поступлении на государственную службу и упрощению порядка "выхода" из нее. Так, теперь лучшие выпускники, окончившие учебные заведения за счет государственного гранта, будут напрямую назначаться на нижестоящие государственные должности без конкурсного отбора на районном и сельском уровнях. Это будет способствовать привлечению квалифицированной молодежи на государственную службу, стимулировать возвращение молодых специалистов в районы и сельские регионы, а также снижению дефицита кадров в регионах, облегчит процесс поступления на госслужбу.
Кроме того, предоставляется возможность для прямого назначения без конкурсного отбора на высшие должности корпуса "Б". После введения в действие закона агентством согласовано 38 таких назначений.
В соответствии с иными дополнениями, внесенными в законодательство, отныне государственные служащие, получившие неудовлетворительную оценку два квартала подряд, будут понижаться в должности, а при отсутствии вакантной нижестоящей должности — освобождаться от занимаемых должностей. Таким образом, упрощается процедура "выхода" из госслужбы.
На госслужбе появятся контрактники
Следует отметить, что большая часть законодательных изменений в сфере государственной службы отражена в Законе РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы", принятом 20 марта текущего года. В соответствии с изменениями и дополнениями в настоящем законе в законодательство введено понятие "контрактные служащие". Они не относятся к категории госслужащих. Они будут привлекаться в государственные органы для реализации национальных и иных проектов. Контракт устанавливается на срок не более одного года. Правила и процедуры, касающиеся контрактных служащих, устанавливаются соответствующим постановлением Правительства.
Одним из нововведений в законодательстве стало введение ротационной выплаты государственным служащим. Действующим законодательством установлено, что при ротации в другую местность госслужащие обеспечиваются служебным жилищем. Однако из-за нехватки ведомственного жилья ротированные госслужащие вынуждены арендовать дом на собственные средства. Это приводит к тому, что многие из них отказываются от ротации. В этой связи для активизации данного института внедрены жилищные выплаты, компенсирующие аренду жилья ротируемым лицам. Необходимо отметить, что для введения ротационной выплаты Республиканской бюджетной комиссией одобрен вопрос выделения необходимых средств на 2023–2025 годы.
Еще одним изменением, внесенным в законодательство, стали переданные агентству полномочия по утверждению правил применения дистанционной работы, работы в режиме гибкого рабочего времени для государственных служащих. Пандемия и тенденция к всесторонней цифровизации показали возможность удаленной работы, а также применения гибкого графика работы. Общие нормы по данному вопросу также были включены в Трудовой кодекс в 2021 году. Однако, учитывая специфику государственного аппарата, на госслужбе эти вопросы должны быть четко и детально урегулированы. В этой связи конкретный порядок дистанционной работы на государственной службе и гибкий график работы будут устанавливаться соответствующим приказом агентства.
Кроме того, исключено требование по обязательной отработке выпускников Академии государственного управления после завершения обучения в госоргане, где работал до поступления. Однако требование по обязательной трехлетней отработке выпускников академии на государственной службе сохраняется.
Если не оправдал доверия
Вместе с тем в соответствии с внесенными изменениями отныне агентство будет определять регламентацию соотношения руководящего и исполнительского составов госорганов. Раньше каждый из них сам закреплял свой штат. В связи с этим количество руководителей и исполнителей не регулировалось. В результате мы видим, что есть случаи, когда на одного руководителя иногда приходится только один или два исполнителя. А в некоторых органах число руководителей даже превышает число исполнителей! Теперь, во избежание подобных пробелов, количество руководителей и исполнителей будет регулироваться приказом агентства.
Еще одним нововведением является передача агентству компетенции по определению порядка исчисления стажа работы служащих, дающего право на установление должностного оклада. Как известно, заработная плата госслужащего зависит от стажа его работы. В настоящее время постановлением Правительства утвержден порядок исчисления соответствующего стажа работы. В рамках политики передачи полномочий от Правительства центральным органам, полномочия по закреплению данного порядка переданы агентству.
Одно из нововведений в законодательстве касается увольнения политического служащего в связи с "утратой доверия". Согласно закону политслужащий считается ответственным за реализацию политических задач. То есть ответственность, возложенная на политслужащего, велика. Таким образом, вводится институт увольнения политического служащего в связи с "утратой доверия", ненадлежащим образом исполнившего свои полномочия. Решение о таком освобождении принимается только Главой государства. К слову, аналогичная практика есть в Южной Корее, Сингапуре, Великобритании, Германии, Испании, Ирландии.
Вместе с тем в законодательство с 1 апреля текущего года внесены поправки, касающиеся осуществления контроля за соблюдением графика работы в государственных органах. В этой связи Законом "О государственной службе" в качестве компетенции агентства закреплена функция контроля за соблюдением графика работы в госорганах.
Еще одна из внесенных поправок касается согласования с агентством актов в сфере оплаты труда государственных служащих. В соответствии с действующим законодательством система оплаты труда госслужащих и порядок выплаты им вознаграждения утверждаются Правительством. Его разрабатывает Министерство национальной экономики. Отныне для соблюдения единой политики в области стимулирования госслужащих акты в сфере оплаты труда в обязательном порядке будут согласовываться с агентством.
Так вкратце можно рассказать о нововведениях, внесенных в действующее законодательство. В дальнейшем наше агентство для исполнения задач, поставленных Главой государства, продолжит комплексную работу по переходу на более гармоничную модель государственной службы. В том числе по привлечению на нее профессиональных специалистов, продвижению принципов меритократии, цифровизации приема и отбора на госслужбу.
Дархан Жазыкбаев, председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы