Поиск по сайту
Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 521.9  593.5  6.39

Сократить разрыв между городским и сельским образованием: история одной школы из СКО

14.04.2025, 13:53
Сократить разрыв между городским и сельским образованием: история одной школы из СКО
Фото: Bilim Foundation

В Кызылжарском районе СКО есть село Петерфельд, в котором проживает 2500 человек, а в школу ходят 302 ребенка. При этом до 2019 года здание находилось в неудовлетворительном состоянии – оно не видело капитального ремонта с 1969-го. Детям и педагогам не было предоставлено элементарных базовых удобств, что напрямую отражалось на качестве обучения и желании детей развиваться. 

Сейчас это образцовая школа с высокими академическими результатами и собственными традициями, однако кардинальному преображению предшествовала масштабная работа с предубеждениями населения. Дело в том, что в во многих селах именно школы и акиматы предоставляют стабильные рабочие места, поэтому многие опасения педагогов при модернизации были связаны с перспективой потери работы. 

Liter.kz поговорил с представителями фонда Bilim Foundation, которые провели масштабную реновацию школы в рамках проекта “Модернизация и развитие качества образования сельских школ”. Глава фонда Ерлан Айтмухамбет, управляющий директор ОФ “Қызылжар Абай орта мектебі” Берік Ұзақбайұлы и директор школы Алмагуль Ермаганбетова рассказали о трудностях, с которыми они столкнулись при реализации проекта, преимуществах механизма ГЧП для сельских школ, важности привлечения бизнеса в образование, а также как изменилась жизнь учеников, родителей и учителей благодаря проекту. 

– Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями вы столкнулись при модернизации школы и переводе ее на механизм ГЧП?

Ерлан Айтмухамбет: В первую очередь важно сказать, что государственно-частное партнерство — это очень сложный процесс, потому что здесь требуется много расчетов и согласований с различными инстанциями. Были сложности и с педагогическим коллективом, причина тому — отсутствие опыта. Однако Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана говорил о необходимости уравнять качество образования между городскими и сельскими школами. Кроме того, модернизация должна происходить не за счет государственного финансирования, а через привлечение частных инвестиций. Так перед нами встала глобальная цель — показать всей стране школу из региона, которая могла бы конкурировать с городскими учебными заведениями. 

Я без преувеличения могу сказать, что мы справились с задачей, хотя не обошлось без трудностей. Во-первых, нам пришлось долго работать с населением: мы столкнулись с недоверием, так как люди не видели ничего, кроме презентации нашего проекта — ни новых возможностей, ни перспектив. Представьте себе, что всю жизнь работали в государственной структуре, а теперь вам говорят, что нужно перейти в частную организацию и работать в частной школе. Обычно что-то новое всегда пугает, особенно, когда речь идет о состоявшемся коллективе. 

Берік Ұзақбайұлы: В регионах, особенно в маленьких селах, такая проблема распространена, так как часто единственным местом работы являются только  госслужба, акимат или школа. Люди боятся изменений, и это создает внутреннее противостояние, с которым нам пришлось работать. 

Скептицизм педагогов вполне понятен, однако в то же время они осознавали, что здание и условия для них с детьми были крайне неудовлетворительными. Школа с 1969 года не видела капитального ремонта и находилась в плачевном состоянии. В итоге педагоги школы согласились на ГЧП, так как в договоре было четко прописано, что никто не потеряет работу и не пострадает по заработной плате. Это же касается и родителей: после подробных объяснений они поняли, что условия обучения значительно улучшатся. 

Вторая проблема, с которой мы столкнулись, возникла во время ремонта. Нам нужно было завершить работы в краткие сроки, но мы столкнулись с недобросовестными подрядчиками, с которыми вынуждены были судиться. Кроме того, ремонт пришелся на период коронавируса, что усложнило доставку строительных материалов. Когда они наконец прибыли, стартовало переобучение педагогов: некоторые из них не были готовы к изменениям, и наш тренер обучал их на месте. И это все вместе с ремонтом, с которым нельзя было затягивать.

Вместе с тем за четыре месяца нам удалось провести капитальный ремонт здания: установили новую крышу, произвели замену окон, полов и стеновых панелей в классах. Заменили внутренние коммуникации — это отопление, водоснабжение, канализация. Полностью обновили кухонное оборудование, благодаря чему дети обеспечены горячим питанием. Кроме того, школа оснащена компьютерами, интерактивными панелями, высокоскоростным интернетом. Мы справились, несмотря на пандемию, недобросовестных поставщиков и проблемы с логистикой. Так, в октябре 2020 года школа вновь открыла свои двери для учеников и учителей.

Ерлан Айтмухамбет

– А посещали ли вы сельские школы в других регионах Казахстана, чтобы составить общую картину об их состоянии?

Берік Ұзақбайұлы: В Северо-Казахстанской области я объехал 80 школ, Акмолинской — 60, Абайской — 15, Западно-Казахстанской — 20, Атырауской — 12. И всем этим школам требуется модернизация, но проблема в том, что они считают капитальным ремонтом починку крыши и замену окон. К сожалению, государственных денег не хватает на то, чтобы охватить все школы в селах ремонтом. А когда деньги выделяют, нужно заказать проектно-сметную документацию, маслихаты и управления не торопятся давать нужную информацию, расчеты теряют актуальность, время тянется, а школы стоят без ремонта. Так и получается, что школы годами не могут увидеть деньги от государства на ремонт, которые им выделили. Поэтому я убежден, что модернизация, а именно формат ГЧП — реальный выход для сельских школ. 

Ерлан Айтмухамбет: Продолжая мысль моего коллеги, давайте задумаемся: кто будет работать в школе, которая не предоставляет базовых, элементарных условий? Правильно, только те, кто уже живет в регионе, но педагогов в селе критически не хватает, вот и получается, что математик преподает химию, физрук — биологию. Да, учителя переобучаются, проходят курсы,  но глубоко они все же не знают свой предмет — им приходится подстраиваться. Самое печальное во всей этой ситуации, что страдают в первую очередь дети, так как они не получают должного образования. Сельским школам не хватает педагогов, материально-технической базы, интернет вроде провели везде, но встает вопрос о его качестве. 

Например, в нашей школе до модернизации он был 8 мегабит в секунду, этого недостаточно. Очень много вопросов и проблем связаны со школами в регионах. Их, кстати, поднимает и само Министерство просвещения в своих национальных докладах о состоянии и развитии системы образования. 

От редакции: согласно Национальному докладу о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан по итогам 2023 года, наблюдается существенный разрыв в инфраструктурном обеспечении городских и сельских школ. Например, учебными кабинетами новой модификации оснащены только 3397 школ в сельской местности из 5271 (65%). При этом из городских школ оснащены 1815 из 2562. Ситуация в сельских дошкольных организациях также сложная: к 2023 году их количество без централизованной канализации выросло в 3,5 раза, с индивидуальным отоплением — в 3 раза, без горячей воды — в 18 раз, а без водоснабжения — в 10 раз больше, чем в городах.

Берік Ұзақбайұлы

– Насколько серьезными были проблемы с инфраструктурой в вашей школе?

Алмагуль Ермаганбетова: Элементарно, раньше дети вынуждены были ходить в туалет на улицу. Представляете, в мороз, снег, дождь, они выбегали из школы. Сейчас они в тепле, девочки отдельно, мальчики отдельно, есть специальная уборная для детей с особыми образовательными потребностями. Школа начинается с этого — базовых удобств, и, когда их нет, страдает образовательный процесс. Это важно понимать. Далее, раньше дети на уроках химии не имели лаборатории и необходимых реагентов, сейчас у них все это имеется в наличии, и я могу сказать, что лучше, чем в городских школах. Мы стали такой школой, которая привлекает учителей. На данный момент у нас есть возможность подбора педагогов по их квалификации и желанию работать, а не из острой необходимости. Мы привлекаем учителей тем, что у нас созданы все условия для работы: проекторы, интерактивные доски, бесплатные канцелярские товары и другое. Ни в одной школе бесплатно канцтовары не дают, можете мне поверить. 

Теперь у детей есть все возможности для творчества, и даже робототехника к их услугам: детали, которые ежегодно обновляются, мы предоставляем им. Ученики могут участвовать не только в бюджетных, но и платных конкурсах — все организовано для их развития. Я могу очень долго перечислять возможности, которые появились у детей после модернизации школы, но скажу так: теперь они могут полноценно раскрыть свои таланты, умения и навыки, всегда находят поддержку – у нас появились ресурсы для этого. К нам приезжают делегации из областей, и говорят одно: “Вы ничем не уступаете городским школам”.

– Вы можете назвать еще успешные примеры модернизации сельских школ через ГЧП, чтобы была понятнее ситуация на рынке?

Берік Ұзақбайұлы: По ГЧП в Казахстане работают две школы, и обе в СКО — наша и в Бесколе. Однако, во-первых, Бесколь – это районный центр, а не село, как у нас; во-вторых, там четыре школы; в-третьих, в школе с ГЧП учатся 1000 детей. У нас, напомню, 302 ребенка. Поток финансирования больше, чем у нас, и, в принципе, там тоже успешно реализовывается модернизация, хотя есть трудности с финансированием — ответственные госструктуры поставили им совсем небольшую сумму. Если же оценивать успешность — я не могу судить. Могу говорить только о нашей школе, я здесь работал и работаю, знаю все процессы. Отмечу, однако, что мы измеряем успешность нашей работы не финансированием, а преимуществами, которые получают ученики и академическими результатами. 

Например, средний балл на ЕНТ у нас вырос с 67,1 до 106,3 — это лучший результат по Кызылжарскому району, ученики побеждают в предметных олимпиадах, поступают в престижные учебные заведения. При этом в селе много малообеспеченных и неблагополучных семей, детей с особыми образовательными потребностями. И это тоже трудность, но мы стараемся, работаем с детьми, развиваем коллектив, придерживаемся академической честности, поощряем педагогов и техперсонал. 

Алмагуль Ермаганбетова

– Мы подробно обсудили проблемы, саму школу и ее достижения, но как изменились сами дети? Что вы заметили?

Алмагуль Ермаганбетова: Сильно изменилась культура поведения — раньше дети могли грубо разговаривать друг с другом, прибегать к обсценной лексике, и в принципе психологическая обстановка была очень сложной. Однако, когда дети пришли в обновленную школу и учителя стали работать с ними по другим методикам, мы заметили позитивные изменения. Самое главное, что у учеников развилось умение говорить и договариваться, они стали больше говорить на казахском языке, уважительнее относиться друг к другу и педагогам. Элементарно, они заходят в столовую и говорят: “Ас болсын”. Это маленькие моменты, которые делают школьную жизнь. 

Добавлю о родителях: они боялись, что их дети останутся за бортом. Они боялись, что в школе будут только избранные дети, то есть дети с высокой успеваемостью, а другие останутся вне системы. Разумеется, этого не произошло, но это еще одна трудность, с которой мы столкнулись. Мы доказали родителям, что стремимся дать всем одинаковые возможности и условия. У нас учатся дети из ближайших сел и даже Петропавловска. Они приезжают сюда, потому что считают, что здесь им лучше.

В нашей школе работает парламент по самоуправлению и президент школы — избирательные должности, дети сами выбирают своих представителей. Есть волонтерское движение, дебатный клуб, много кружков — все по желанию детей. Очень много инициативы исходит от учеников, и у нас с ними выстроилась такая коллаборация, где игра сочетается с воспитанием. Но самое главное — у нашей школы есть традиции и история. И я убеждена, что только имея традиции, можно достичь успеха.

– Это замечательно и очень вдохновляет. А в качестве заключения давайте немного поговорим об учителях, ведь без них невозможна школа. Расскажите, пожалуйста, о педагогическом составе — какие специалисты работают в школе?

Алмагуль Ермаганбетова: На сегодня в нашей школе работают 52 педагога, из них: 8 педагогов-исследователей (15,4%), 10 педагогов-экспертов (19,2%), 14 педагогов-модераторов (27%). Более 50% состава — педагоги новой формации. Учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации, осваивают инновационные методики и цифровые технологии. Это свидетельствует о том, что модернизация положительно повлияла не только на здание и условия обучения детей, но и на качество педагогического состава, а следовательно, и на качество деятельности школы.

Новости партнеров
×