Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 489.36  533.45  4.99

СССР, Шарль де Голль и английский парламент: эволюция Конституции Казахстана

Основному закону страны исполняется 27 лет.

СССР, Шарль де Голль и английский парламент: эволюция Конституции Казахстана
Фото: e-history.kz

30 августа в Казахстане празднуют День Конституции. В этом году действующему главному закону страны исполняется 27 лет. Как известно, в 1995 году при разработке документа в основу была взята французская модель, где сильная роль отводится президенту. Какая на то была причина, какие в этом минусы и плюсы для Казахстана, а также о роли введенных поправок эксперты рассказали Liter.kz.

При подготовке действующей Конституции РК было изучено около 20 основных законов других стран. В результате наш Основной закон близок к французской модели. К примеру, Казахстан и Франция – единственные страны в мире, где есть Конституционный совет, роль которого сводится к проверке соответствия нормативных актов и международных соглашений Основному закону. 

Отметим, что консультация проводилась с французскими экспертами – экс-председателем Конституционного совета Франции Роланом Дюма, экс-советником госсовета Франции Ги Каркассоном и политическим деятелем Жаком Аттали.

Библиотека первого президента

Как замечает историк Мухтар Сейтжанов, Конституция Казахстана основана на эпохе голлизма во французской истории.

Шарль де Голль с 1958 по 1968 год установил очень сильную авторитарную власть военного прототипа. Это была диктатура в демократии. На это была похожа наша Конституция. Но у нас выхода не было, потому что мы вышли из тоталитарной системы СССР и сразу захотели демократию. Так, в 1993 году у нас была принята первая Конституция, где был сильный Парламент, но за целый год он принимает всего семь законов, а на содержание этого Парламента ушло много миллионов тенге, что показало его недееспособность, – говорит он.

Позже на этой основе в Казахстане поняли, что нужно переходить к форме правления с сильным президентом, и в 1995 году была принята новая Конституция, необходимость которой  продиктована временем и обстоятельствами.

В свою очередь политолог Эдуард Полетаев, говоря о начале 1990-х годов, утверждает, что Казахстан в то время угодил в ситуацию лебедя, рака и щуки.

Конституция, принятая на основе французской модели в 1995 году, была не первая. Была еще 1993 года, являвшаяся президентско-парламентской, и полномочия президента были достаточно ограничены. И если вспомнить тот период, тогда очень тяжело было протаскивать нормы и реформировать государство. Возникла ситуация лебедя, рака и щуки на тот момент, и Верховный совет очень много оттягивал на себя внимания и блокировал некоторые законы, – заметил политолог.

С другой стороны, по его словам, Конституция Казахстана по французской модели помогла обеспечить политическую стабильность, межнациональное согласие и гарантировать защиту свобод граждан. К тому же страна миновала кризисы, когда удалось избежать потенциальные конфликты и снизить политическую напряженность.

Легитимность Основного закона 1995 года мало кто подвергал сомнению. Реалии меняются, ставятся новые задачи, и Конституция того формата позволяет быть гибким, – подытоживает свою мысль Эдуард Полетаев.

Также важно понимать и другие аспекты нашей страны. К примеру, географическое положение, которое диктует свои требования.

Казахстан – страна на девятом месте по размерам в мире, но население всего 19 миллионов человек. Из-за широкой географической среды и малочисленности населения имеет огромное значение централизация власти. Поэтому президентская власть пока еще остается превалирующей, – отвечает он.

Напомним, что в начале лета в Казахстане прошел референдум по поправкам в Конституцию, где одним из важных изменений выступил переход страны от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным Парламентом. Говоря простыми словами, полномочия президента частично ослабевают, а Парламента, наоборот, усиливается. По словам Эдуарда Полетаева, эта эволюция отражает стремление нашего гражданского общества к развитию самостоятельности.

В то же время Мухтар Сейтжанов считает, что идеальной для демократических стран Конституцией является та, которая основана на республиканизме, то есть английском парламентаризме, где существуют высокие полномочия парламента, формирующие правительство во главе с премьер-министром. Правительство, в свою очередь, формируется той партией, которая получила большинство голосов на выборах.

Наша цель – стать богатым государством, иметь материальный достаток населения, который приведет к решению больших технологических проблем, развитию науки и техники. Народ будет требовать этого у Парламента, а он, в свою очередь, у Правительства, и тогда многие проблемы будут решаться, – говорит он.

Однако, несмотря на надвигающуюся тенденцию, он ставит под сомнение готовность народа к таким изменениям, потому как подобные процессы должны проходить постепенно.

Эволюционный процесс должен проходить постепенно. Многие воспринимают демократию, как битву на Майдане. Мы еще не можем мирно митинговать, переходим на эмоции и провокации. Главная наша цель сегодня – это сохранение государства и стимулирование вовлеченности людей в политику, а для этого нам нужен сильный Парламент, который зависит от своего народа, – подытоживает свою мысль Мухтар Сейтжанов.

В итоге можно сказать, что во время формирования Конституции в конце прошлого столетия народ Казахстана едва вышел из всеобщего тоталитарного режима, существовавшего в СССР, и не был готов самостоятельно принимать решения, после чего назрела необходимость усилить власть президента. Однако в последнее время в гражданском сознании происходят изменения. И референдум по поправкам в Конституцию, прошедший в начале лета, показал, что казахстанцы готовы брать на себя ответственность и строить Новый Казахстан.

Новости партнеров
×