Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 498.34  519.72  4.85

Тридцатилетнее президентство: как Назарбаев стал Лидером нации. Часть третья

Назарбаев выбрал сильную президентскую власть как главный инструмент достижения поставленных целей.
24.04.2020, 09:02
Тридцатилетнее президентство: как Назарбаев стал Лидером нации. Часть третья

В эти дни институт президентской власти отмечает свой 30-летний юбилей — 24 апреля 1990 года Верховный Совет КазССР принял закон об учреждении поста президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию, а затем подавляющим большинством избрал на этот пост 49-летнего Нурсултана Назарбаева, менее года назад ставшего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана.

Автор: политолог Данияр Ашимбаев.

Часть 3.  Политическое лидерство: созидая независимость Казахстана (продолжение. Начало по этой ссылке)

25 октября была принята декларация «О государственном суверенитете», которая провозгласила, что Казахстан есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз; его территория в существующих границах является неделимой и неприкосновенной; граждане республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в КазССР.

Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы республики.

Государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На территории КазССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов республики. В исключительной собственности республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал – все национальное богатство, имеющееся на ее территории. Обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита. КазССР вправе образовать государственный национальный банк, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы. На территории республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения. Республика обладает правом на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел.

Через месяц новая концепция государственного устройства республики была реализована на практике. Президент стал не только главой республики, но и ее высшей исполнительной и распорядительной власти; на него было возложено руководство деятельностью Кабинета Министров.

Кроме того, президент получил право смещать с должности председателей областных и Алма-Атинского городского Советов народных депутатов. Республиканские власти взяли под свой контроль Генеральную прокуратуру и Государственный банк. Был создан Высший экономический совет и новые органы государственного управления — Министерство промышленности, Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Госкомитет по геологии и охране недр, Госкомитет по управлению государственным имуществом, были упразднены 8 отраслевых министерств.

В течение нескольких месяцев были приняты новые законы, регламентирующие экономические отношения — Земельный кодекс, законы о подоходном налоге, о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства, о потребительской кооперации, об основных принципах внешнеэкономической деятельности, о ценообразовании, о занятости, о собственности, о предприятиях, о налогах с предприятий, объединений и организаций, о валютном регулировании, о товарных биржах, о минимальном потребительском бюджете, о минимальной заработной плате и государственных социальных гарантиях в области оплаты труда, о пенсионном обеспечении граждан, о государственном заказе, о хозяйственных товариществах и акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации, о земельной реформе.

В апреле республика объявила свою юрисдикцию на железнодорожный и воздушный транспорты, нефтегазовые месторождения. В июне было принято постановление о переходе в юрисдикцию органов государственного управления КазССР предприятий и организаций союзного подчинения, расположенных на территории республики. С июля началось создание республиканских корпораций и концернов «Казахстаннефтегаз», «Казахгазпром», «Казфосфор», «Казалмаззолото», «КЭМПО» (предприятия ВПК), «Трансстрой», «Казфармбиопром», «Казахстануголь», «Казахстаннефтегазстрой», «КАТЭП» (атомная промышленность), «Казцветмет», «Казхимия», «Казахстанэнерго».

Такой путь позволял обеспечить республиканский суверенитет над структурами, ранее бывшими в союзном подчинении, до создания профильных госорганов.

Нурсултан Назарбаев твердой рукой и аргументированной позицией, с одной стороны, продолжал отстаивать необходимость сохранения единой страны, а с другой — прагматично готовил Казахстан к жизни в новых условиях — при суверенитете республики и рыночной экономике. Сохраняя хорошие отношения и с Горбачевым, и с Ельциным, он занял роль политического центра.

Название вышедшей весной 1991 года книги казахстанского президента — «Без правых и левых» — очень показательно: Нурсултан Назарбаев был категорическим противником любых форм радикализма — политического, экономического, национального.

В августе 1991 года, после известных событий, республика создала Совет безопасности, переподчинила Внутренние войска, закрыла Семипалатинский полигон, конфисковала имущество КПСС и объявила все предприятия и организации союзного подчинения всех отраслей народного хозяйства, их структурные подразделения и филиалы, находящиеся на территории КазССР, собственностью республики.

Назарбаев, ставший фактически одной из ключевых фигур в СССР, фактически настоял на попытке вновь перезапустить процесс реформирования страны, дал Горбачеву еще один шанс, которым тот так и не смог воспользоваться…

Осенний политический сезон 1991 года Назарбаев провел, занимаясь делами республики и страны. Он сложил с себя полномочия лидера Компартии, но не распустил ее, как это сделали некоторые коллеги, а инициировал преобразование в Социалистическую партию Казахстана. Многие ждали, что президент ее возглавит, но Назарбаев мудро дистанцировался от партийного процесса. Он отказался от роли партийного лидера, предпочтя статус президента всех казахстанцев. Партийные кадры не были бездумно разогнаны, как это было сделано, например, в Москве, а кооптированы в структуры президентской и советской власти.

Был создан республиканский Госкомитет обороны, ставший первым органом военной инфраструктуры республики. При этом создание собственных Вооруженных сил Назарбаев не форсировал, понимая значимость сохранения единой армии. Было сменено правительство, укреплены кадрами силовые структуры. Президент Казахстана принял активное участие в попытке найти мирное решение проблемы Нагорного Карабаха.

В октябре были инициированы первые всенародные президентские выборы, которые состоялись 1 декабря. Нурсултану Назарбаеву альтернативы не нашлось и он был избран на этот пост 98,78% голосов избирателей.

8 декабря 1991 года руководители России, Белоруссии и Украины подписали Беловежские соглашения,​ что, собственно говоря, не имело под собой особого юридического обоснования, нарушало союзную конституцию и противоречило итогам мартовского референдума о сохранении СССР.

Мнение Горбачева уже никого особенно не интересовало.

Назарбаев в Беловежскую пущу не поехал, что было, наверное, одним из самых сложных и важных решений в его политической жизни. Отсутствие подписи казахстанского лидера под этим документом не сделало его менее легитимным, но дало в руки Назарбаева политические козыри и прибавило авторитета на постсоветском пространстве.

Вместо Минска президент Казахстана полетел в Ашхабад, где состоялась встреча лидеров республик Центральной Азии, выдвинувших свои условия к договору о создании СНГ. 21 декабря на Алма-Атинском саммите Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан присоединились к СНГ.

25 декабря Горбачев объявил о сложении своих полномочий как президента СССР и верховного главнокомандующего Вооруженными силами страны, а 26 декабря единственный оставшийся союзный орган власти — Совет Республик Верховного Совета СССР под председательством Ануара Алимжанова принял декларацию о прекращении существования СССР.

16 декабря Казахстан принял закон о государственной независимости республики и смене названия — Республика Казахстан вместо Казахской ССР.

Ряд политических и медийных фигур в свое время упрекали Назарбаева за то, что Казахстан, мол, последним объявил независимость, ссылаясь на то, что республики Прибалтики и Армения сделали это еще в 1990 г., Грузия — в апреле 1991 г., Азербайджан, Узбекистан, Молдова, Украина и Киргизия — в августе 1991 г., Таджикистан — в сентябре 1991 г., в Туркменистан — в октябре 1991 г. Но, к примеру, Россия и Беларусь государственную независимость вообще не провозглашали.

Сами по себе законы и декларации были в момент принятия документами, рассчитанными не столько на моментальное обретение независимости, сколько на создание правовой базы для дальнейших переговоров с Москвой. И в этом плане государственная независимость республик Прибалтики считается с сентября 1991 г., когда соответствующее решение было принято Госсоветом СССР и они были приняты в ООН, а остальных стран — с 26 декабря 1991 г., когда прекратил свое существование СССР (в марте 1992 г. Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан стали членами ООН).

Казахстан не опоздал с принятием закона о независимости, для республики и ее лидера это стало не декларацией, а констатацией факта, того, что Казахстан действительно готов к государственной независимости, сделав при этом все возможное для сохранения единой страны.

Республика под руководством своего первого президента за относительно короткий исторический​ период создала новую систему государственного управления в виде президентской власти, что позволило избежать хаоса и анархии, социальных и межнациональных конфликтов, модернизировала структуру управления экономикой и подготовила необходимую нормативно-правовую базу, институты и кадры для радикальных экономических реформ и мер по социальной защите населения. Она наработала опыт принятия под свою юрисдикцию бывших союзных структур, начала процесс привлечения иностранных инвесторов, обеспечила не только стабильность и согласие — главные ценности независимого Казахстана, но и заложила основы будущего прогресса.

С высоты сегодняшнего дня легко критиковать, перечислять, что и как можно было сделать лучше, точнее, правильнее. Но — хочется напомнить — что в республике в конце 1980-х — начале 1990-х не было ни футурологов, способных предсказать будущее, ни специалистов по построению нового государства с новой экономикой. Нурсултан Назарбаев действовал — не наугад — как прагматик, трезво оценивающий имеющиеся возможности и потенциал. Он выбрал сильную президентскую власть как главный инструмент достижения поставленных целей — общественного согласия, политической стабильности и экономического развития страны. И за три десятилетия своего правления доказал оправданность своей модели на практике.​

Новости партнеров
×