Казахстанец изобрел новый вид искусства
Художник выдвинут на соискание государственной премии триптих “Тюркский каганат”.
Казахстанский художник Куттыбек Жакып изобрел новый вид искусства – создание рельефных произведений, выполненных с использованием меха, передает Liter.kz.
Известный факт: мех как первоматериал использовался людьми в доисторическую эпоху в качестве одежды и утепления жилья. Для кочевников это универсальный материал. Благодаря фантазии художника он трансформируется в оригинальные авторские произведения декоративно-прикладного искусства, прекрасно вписывающиеся в современный интерьер.
Творчество художника – это важный вклад в развитие национальной культуры Казахстана, достойной мирового уровня. Его произведения нередко ассоциируются с фольклорными сюжетами. Автор находит совершенно необычные ракурсы и сочетания объектов, образуя их гармоничный синтез.
Условно данный вид искусства можно назвать “резьбой” по меху, как странно это бы ни звучало. Выстригая лишнее, художник добивается рельефного изображения, местами полностью избавляясь от ворса или оставляя его совсем чуть-чуть, а местами сохраняя его изначальную высоту. Произведения завораживают. Зритель, как и художник, открывает для себя новое в давно, казалось бы, известном. Часто композиция рождается при непосредственной работе с материалом, без предварительных эскизов, по сути, являясь импровизацией. В процессе рождаются причудливые образы, неожиданные идейно-композиционные обороты.
Особенно хочется выделить триптих “Тюркский каганат”, которой выдвинут на соискание Государственной премии имени Абая. В 2019 году художник создал серию произведений “Тюркский каганат”. В нее вошли три работы: “Семья”, “Поклонение”, “Воины Золотого человека”.
Произведение “Семья” олицетворяет целостный и завершенный образ древнетюркской семьи, как символа мощных устоев, берущих начало в седой древности. Композиционным центром является окружность, в которую помещены три крупные фигуры – мужская и две женские по краям. У основания круга расположено контурное изображение волка, который, согласно легендам, считается прародителем тюрков. Все остальные герои произведения имеют меньшие размеры, среди них женщины, взметающие в небо белые покрывала, всадники с оружием, сцены охоты, тотемные животные и птицы. Все они окружают и как бы дополняют центральную часть композиции с главными образами. Для панно художник использует мех благородного охристого тона. Он мастерски применяет контур коричневого цвета, выделяя формы изображаемых объектов.
В произведении “Поклонение” центральное место занимает тематика героического прошлого казахского народа, наряду с петроглификой Казахстана. В одном пространстве композиции мы видим весь мир – с людьми, животными, образами, являющими высшие силы. Солнцеликое божество в этом панно выступает идейной кульминацией композиции, занимая центральное место. Оно изображено в величии своего сияния, распространяющего благодать во все стороны бытия. Его руки распахнуты по сторонам. В молитвенном жесте люди обращают свои взоры к небу. Для панно характерен контраст черных и белых пятен, в каждом из которых угадывается образ животного, птицы, оскал хищника или тело беспомощной жертвы. Одним словом – жизнь во всем своем многообразии и естестве.
Третья часть триптиха – “Воины золотого человека” – относит на множество столетий назад. В центре композиции поединок двух главнокомандующих. Их окружают войска. У основания изображен обобщающий, контурный образ Золотого человека, его голова увенчана диадемой. Замыкают композицию по верхнему краю изображения двух орлов, головы которых направлены друг на друга. Художник применяет метод контрастных контуров, подчеркивающих форму персонажей. Люди, луки, кони, стрелы, флаги, хищники, птицы – все в картине живет и пульсирует своей исторической жизнью.
Для произведения характерны плоскостность и монументальность. Ненавязчивое вкрапление орнаментальных мотивов подчеркивает национальный колорит произведения. Также характерны авторская стилизация и рельефность, сдержанная, тяготеющая к монохромной цветовой гамме палитра. Используя цвет и фактуру натурального меха, автор добивается удивительной убедительности образов. Фантазия художника отталкивается от материала, находя в нем предпосылки будущей композиции.
Доминирующей линией в творчестве Куттыбека Жакыпа являются сюжеты, основанные на древней мифологии кочевников, отображающие жизнь во всей ее целостности и многообразии, где переплетаются мифологические образы с реальными персонажами. Нередко он обращается к героическому прошлому казахского народа. Одним из важных аспектов творчества Куттыбека Жакыпа является передача культурных ценностей и традиций народа через искусство. Его работы – это прекрасный пример того, как традиционные материалы могут быть использованы для создания актуального современного искусства.
Несколько произведений Куттыбека Жакыпа были приобретены для коллекции Государственного музея искусств народов Востока (Москва). Это и многие другие события способствовали дальнейшей плодотворной творческой деятельности художника.
Творчество Куттыбека Жакыпа – это важный вклад в развитие национальной культуры Казахстана, выхода на мировой уровень. Уверена, что Куттыбек Жакып достоин того, чтобы стать лауреатом Государственной премии имени Абая. И это будет заслуженная, настоящая оценка творчества талантливого художника.
Наталия Баженова,
искусствовед, руководитель “Отдела декоративно-прикладного искусства Казахстана”
ГМИ РК им. А. Кастеева