Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 493.85  519.04  4.97

Улучшить качество строительства можно только повышением персональной ответственности

06.05.2023, 10:40
Улучшить качество строительства можно только повышением персональной ответственности
Фото: Радмир Фахрутдинов

Каждый из нас хочет жить в крепком, надежном доме. Но, к сожалению, время от времени мы наблюдаем за "летающими" крышами, падающими стенами, скособочившимися окнами. Кто виноват и что делать? Эти классические вопросы мы обсуждали в "Гостиной "Литера" с архитектором, председателем Палаты экспертных организаций Казахстана Бирликом Ережеповым

— Бирлик Бекмурзаевич, землетрясение в Турции показало, что проблемы с качеством строительства есть не только у нас...

— Да, обрушилось много новых домов, именно тех, где не были соблюдены нормы строительства в сейсмически опасных условиях. Городские власти должны были требовать качества от застройщиков, строителей и проектировщиков. Там, где строительный контроль был недостаточным или вовсе закрыли глаза, и случилась трагедия. В то же время из новостей мы все видели, что там, где руководство города предъявляло жесткие требования к застройщикам и строителям, не рухнул ни один дом.

— В Астане есть так называемые "ленинградские" дома, которые в свое время строились как временные, а стоят уже более 60 лет. Это ведь тоже к вопросу о качестве?

— Дома, о которых идет речь, строились из панельных блоков, которые производились на домостроительных комбинатах. На этих предприятиях жестко контролировались качество строительных материалов и все процессы изготовления конструкций. И вот результат: дома надежно служат своим жильцам десятки лет.
Кстати, хорошо бы провести техническое обследование этих жилых домов из-за долгих сроков службы и заранее определить необходимость проведения капитального ремонта и реконструкции.
Эти дома являются своего рода историческими объектами, памятниками советской архитектуры. У них своя аура. Взять, к примеру, бывший Дворец целинников в Астане, сейчас Конгресс-холл. Это уникальный по своей архитектуре объект, но во время его реконструкции полностью изменили фасады, и здание потеряло свой неповторимый облик. А ведь историю можно изучать и по зданиям. Через 50 лет, если удастся их сохранить, туристы будут приезжать на них посмотреть, как сегодня мы ездим посмотреть старые европейские города.

— Бирлик Бекмурзаевич, а что необходимо сделать для того, чтобы строили качественно и на века?

— Расскажу вам об опыте наших зарубежных коллег. В Европе, к примеру, если ты некачественно запроектировал или построил дом, тебя пожизненно внесут в реестр недобросовестных проектировщиков, экспертов, застройщиков, и ни один инвестор не даст тебе денег. Кроме того, все участники строительства обязаны страховать свою деятельность. Поэтому там все дорожат репутацией.
А у нас, к сожалению, халтурщиков много. Какие бы изъяны ты ни допустил, ты продолжишь проектировать, строить, проводить экспертизу. Пока не будет персонализации и имущественной ответственности — не будет и качества строительства.
Ровно 20 лет назад, когда только появились первые ЖК с долевым участием, я уже говорил об этом в одном из интервью. На строительном рынке много новичков, которые не имеют опыта, но заманивают покупателей дешевыми ценами. Государству следует ужесточить отношение к застройщикам, а дольщикам при составлении договора необходимо тщательно читать каждый пункт.

— Вы возглавляете Палату экспертных организаций, расскажите о ее деятельности, для чего она создана?

— Проекты будущих зданий, заводов, фабрик, складов и прочих сооружений до начала строительства рассматривают на соответствие существующим нормам, правилам и различным допускам отраслевые строительные эксперты. Правильные ли материалы и инфраструктурные решения выбраны? Выдержат ли они нагрузку? Насколько долговечны использованные проектировщиками решения? Согласно закону строительство начинается только после получения экспертного заключения.
До 2016 года за все строительные объекты в стране отвечало РГП "Госэкспертиза". Затем, согласно 47-му шагу программы "План нации — 100 конкретных шагов" начались создание негосударственной экспертизы и постепенная передача в рынок части отдельных категорий экспертных работ. В настоящее время в Палату экспертных организаций входят 215 негосударственных экспертных организаций, каждая из которых несет такую же ответственность за свои заключения, как и государственные эксперты.

— Какие объекты относятся к компетенции государственной экспертизы, а какие к вам?

— Экспертизу сложных производственных проектов — заводов, фабрик, крупных общественных объектов и уникальных зданий, магистральных сетей и автомобильных дорог, объектов, связанных с государственной безопасностью и бюджетным финансированием, а также жилых домов свыше пяти этажей, проводят государственные эксперты. Все остальные объекты смотрят негосударственные экспертные организации.

— Не хочу вас обидеть, но есть устоявшееся мнение, что если частный контроль, значит он некачественный, в отличие от государственного. Что можете сказать в свою защиту?

— Такое мнение создает государственный орган, который, согласно законодательству, сам и должен осуществлять надзор и контроль в строительстве.
Я бы не сказал, что у частных экспертов больше ошибок, чем у государственных. Просто мы их не скрываем, исключаем их из членства в Палате, информируем министерство, чтобы лишило злостных нарушителей лицензии. У Палаты экспертных организаций нет контрольных функций в отличие от уполномоченного органа. Но, увы, за последние 5 лет лишили лицензий минимальное количество бракоделов. Многие продолжают работать без членства в Палате в нарушение законодательства, есть экспертные организации, у которых нет необходимого количества экспертов. На все эти нарушения Палата постоянно обращает внимание уполномоченного органа, но необходимые меры не принимаются.
Глава государства, депутаты Парламента, СМИ регулярно поднимают вопросы качества строительства. К сожалению, госорган не смог создать действенную систему контроля качества работ не только в экспертизе, но и в проектировании, и в строительстве. А все свои недоработки МИИР как отраслевой куратор пытается возложить на экспертное сообщество. Согласитесь, это как минимум странно и несправедливо.
Сейчас обсуждается проект Правил, согласно которым госорган хочет забрать у частников часть объемов экспертных работ и передать их госэкспертизе. Но поверьте мне как эксперту с многолетним стажем, после госэкспертизы проекты не станут качественней, в этой структуре также нужны системные реформы.
Зачем двигать устаревшие административно-командные подходы, если за прошедшие 30 лет они не принесли результатов? Время пришло работать, как в развитых странах. Нужны другие методы регулирования, необходимо повышать ответственность строителей, проектировщиков, экспертов.

— Расскажите подробней о проекте правил. Кого они коснутся и почему их хотят принять?

— На портале "Открытые НПА" опубликован проект приказа Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), по которому технически несложные проекты строительства перейдут в категорию технически сложных. Это уже вторая редакция. Первая редакция была опубликована в марте и вызвала бурную негативную реакцию в профессиональном сообществе, в связи с чем ее отозвали. И теперь, в конце апреля, на портал НПА вынесена вторая редакция.
Если это допустить, большой объем экспертных работ, сейчас осуществляемых негосударственными экспертными организациями, перейдет в государственную монополию. Принятие этих правил повлечет за собой закрытие почти половины частных экспертных организаций.
Возврат экспертизы проектов под юрисдикцию государственной монополии не улучшит качества строительства в Казахстане. Думать так — большое заблуждение.
Проектом приказа МИИР РК, как уполномоченный орган, пересматривает техническую сложность объектов экспертизы, просто перенеся их из одной категории сложности в другую. В государственную монополию в этом случае попадает значительная часть всех объектов, которые строятся сегодня в нашей стране за счет частных инвестиций.
Проведенные за последние 20 лет реформы в государственной системе контроля, надзора и оценки соответствия в строительной отрасли не изменили кардинальным образом сложившейся ситуации в данной сфере и не дали необходимого результата по повышению качества строительства, снижению коррумпированности в сфере лицензирования и разрешений. Так, только органы ГАСК реформировали более 4 раз, передавали функции из центрального государственного органа в местные исполнительные органы и обратно, что никак не улучшило ситуацию.
Улучшить качество строительства можно только повышением персональной ответственности через страхование всех участников строительного процесса — от заказчика, проектировщика, эксперта, строителей и производителей строительных материалов. Подобная практика эффективно работает в развитых странах. И мы продвигаем ее в Казахстане, а МИИР почему-то упирается.

— К слову, о развитых странах. Пользуясь случаем, не могу не спросить вас, как одного из авторитетных архитекторов страны, об архитектурном облике нашей столицы. Мы все помним, что за основу развития Астаны также был взят опыт развитых стран. Сегодня же складывается ощущение, что что-то пошло не так: хаотичная застройка многоэтажных жилых комплексов, автомобильные пробки...

— Генеральный план Астаны был разработан знаменитым японским архитектором Кисе Курокава, и он был рассчитан до 2030 года на население 800 тысяч человек. Но город начал развиваться быстрее прогнозов, уже сегодня здесь живут 1 миллион 200 тысяч человек. Население столицы в год растет на 100 тысяч человек. Это много.
Главное условие в городском планировании — объемы строительства должны быть сбалансированы с объемами инженерной инфраструктуры, мощностями источников электроэнергии, тепла, воды.
Сейчас мы наблюдаем перекос в связи с тем, что объемы жилищного строительства стали опережать развитие инженерных коммуникаций. Дальнейший дисбаланс в развитии вызовет нарастание проблем с автодорогами, теплоснабжением, водоснабжением, канализацией, школами, больницами.

— Ну, а в целом, когда вы прогуливаетесь по городу, что в нем не нравится? Какие видите недочеты в его архитектурном облике?

— Есть вопросы к архитектурным и цветовым решениям, используемое разнообразие выглядит не всегда гармонично. Нет выраженного национального стиля в архитектурных решениях.
Мне, как специалисту, сильно бросается в глаза, что некоторые архитектурные решения оформления зданий сильно диссонируют с общей картиной города. Отдельные фасады зданий выглядят "как после пожара" из-за непродуманного применения отделочных материалов черного и темно-коричневого цвета.
Как архитектор, обращаю внимание, что часто применяются стройматериалы низкого качества. Печально видеть строительство и понимать, что часть элементов фасадов зданий, благоустройства через два-три года уже придет в непригодное состояние. Визуальный хаос создает и размещение рекламы на зданиях.
Поэтому профессиональное сообщество и просит государство провести реформирование системы допуска к профессиональной и предпринимательской деятельности в строительной отрасли, ввести персональную ответственность. Это позволит очистить рынок от недобросовестных участников строительного бизнеса, и тогда жителям не придется переживать, не упадет ли на них стена с очередным порывом ветра, не слетит ли крыша.

Миргуль Джилкишинова

Врезка: 
Улучшить качество строительства можно только повышением персональной ответственности через страхование всех участников строительного процесса — от заказчика, проектировщика, эксперта, строителей и производителей строительных материалов. Подобная практика эффективно работает в развитых странах...

Новости партнеров
×