Запечатленное в камне
В Бейнеуском районе Мангистауской области на средства меценатов возведены архитектурные объекты – ворота караван-сарая «Білеулі» и монумент «Анаға тағзым».
Ворота караван-сарая установлены на въезде в село Бейнеу со стороны Атырауской области. Возведены они там неспроста.
Как известно, Мангистау – сокровищницу богатейшего культурного наследия народа, по праву называют музеем под открытым небом. Конечно же, не обошла история стороной и Бейнеуский район. На его месте некогда проходил один из оживленных перекрестков Великого Шелкового пути. Здесь производилась перевалка грузов с суши на море и обратно. А караван-сараи служили постоялым двором для путешественников на торговом пути. Были они двух видов: открытые и закрытые. Закрытые – в основном строились вдоль караванных путей. Стены давали возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Внутри постоялого двора находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных.
Караванная торговля способствовала и развитию городов, одним из которых был город Сам, когда-то существовавший на территории Бейнеуского района. Он в свое время был одним из известных центральных городов на трассе караванных путей, на территории которого, по разным данным, располагалось от семи до девяти караван-сараев.
– В эпоху Великого Шелкового пути по западным регионам Казахстана проходила караванная ветка «Путь Ногайлы». В средние века эта дорога шла от Сарайшика до Хивы через Устюрт между Аральским и Каспийским морями. Благодаря чему на маршруте, соединяющем север и юг, примерно через каждые 25 километров пути устанавливали караван-сараи, служащие кровом и стоянкой для путешественников и демонстрирующие высокий уровень архитектуры в средние века. Ворота караван-сарая «Білеулі», возведенные в нашем селе, – дань памяти архитектуре XIV века, – рассказал изданию начальник Бейнеуского районного отдела внутренней политики и развития языков Амангельды Майлан.
В этот же день в центре села состоялось открытие монумента «Анаға тағзым» («Поклон матери»), но в связи со строгими карантинными мерами, введенными на территории страны, торжественное мероприятие, увы, пришлось отложить.
Новое произведение высотой 3 метра 20 сантиметров (с постаментом высота достигает 5,40 м), отображающее все прекрасные качества и чувства матери к ребенку, является работой местного скульптора Болатбека Салаева. Молодой человек через образ матери смог изящно рассказать о доброте и порядочности, бескорыстии и милосердии, всепрощении и великодушии, а орнамент в одежде передал богатые традиции казахского народа.
– Через образ женщины я попытался описать характер, свойственный нашим матерям, а также тонкость казахских девушек. Каждый орнамент в одежде характеризует традиции и обычаи нашей нации. Всегда мечтал создать такую грациозную скульптуру, отображающую национальный колорит, – поделился впечатлениями от проделанной работы молодой скульптор Болатбек Салаев. – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей статье «Болашаққа бағдар рухани жаңғыру» отметил, что каждый гражданин должен внести свой вклад в благоустройство родного края. Считаю, эта архитектурная композиция является отличным примером повышения статуса матерей в обществе и в семье, – заключил он.
Болатбек отучился в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева, окончил Казахский национальный университет искусств в Нур-Султане, здесь же получил степень магистра. Сейчас молодой архитектор живет и творит в столице, в данный момент трудится над новыми шедеврами.
Олеся УМЕРЗАКОВА, Мангистауская область