Зависимость или спорт? Казахстанцы уходят в виртуальный мир
В прошлом году был разыгран 161 миллион тенге призовых.
Компьютерная соревновательная индустрия, да и в целом сфера онлайн-игр, с каждым годом растет в геометрической прогрессии. К примеру, если десять лет назад игроки сидели чуть ли не в подвалах и играли из чистого энтузиазма, то сегодня арендуются целые стадионы, а призовые исчисляются десятками миллионов долларов. Казахстан в этом плане не отстает, передает Liter.kz.
Киберспорт в стране начал свое развитие еще в 90-х годах. В этот период проводились соревнования в компьютерных клубах, казахстанцы начали выезжать на международные турниры, занимая там призовые места. А в 2017 году данный вид соревнования и вовсе получил статус официального спорта Казахстана. Руководитель турнирной платформы Pinger.Pro, директор по развитию федерации киберспорта Казахстана Баур Садиев отмечает, что на сегодняшний день отечественный киберспорт входит в число лидеров в странах СНГ, наряду с Россией и Украиной.
За это время удалось провести очень большое количество соревнований, в том числе отборочные на мировые чемпионаты. Мы ведем работы по снижению пинга (скорость отклика компьютерного сигнала – прим. ред.), улучшаем доступность игровых серверов для казахстанцев. Запустили ряд турниров: Кубок Казахстана, чемпионат Казахстана по разным дисциплинам. Сейчас начинается процесс по выдаче спортивных разрядов, мастеров спорта, кандидатов мастеров спорта и так далее, – информирует он.
Но, тем не менее, наряду с большими успехами существуют и проблемы.
Трудность всегда в основном одна – это финансирование. То есть мы для Министерства спорта новая строка, и по их таблице приоритетов мы занимаем одну из самых маленьких долей. Поэтому активно работаем с коммерческим рынком, ищем спонсоров, пытаемся найти источники финансирования для своего развития. К тому же есть технические ограничения, как отдаленность от Европы, где расположены игровые сервера, – отмечает Баур Садиев.
Вместе с тем есть и более глубинные казусы: разница восприятия поколений.
Одной из таких проблем является предвзятое отношение старшего поколения. Тут стоит отметить роль СМИ, которые при любых трагедиях, связанных с молодежью, почему-то определяют основным виновником компьютерные игры, а не какие-то другие условия, будь то социальные, экономические или психологические, – говорит спикер, добавляя, что на самом деле игры, наоборот, позитивно влияют на людей, помогая выплеснуть агрессию в виртуальном мире, тем самым в реальном делая их гораздо спокойнее. К тому же компьютерные игры способствуют работать в команде.
Об этом также упоминает Нурсултан Gonzo Нартбаев, профессиональный игрок PUBGMobile, говоря, что тоже вначале столкнулся с непониманием родителей, но позже все изменилось.
Родители изначально не понимали, что я делаю. Но после моих нескольких вылетов на LAN-турниры (Local Area Network – означает, что игроки находятся в одном помещении и связаны локальной сетью, а не играют из дома через Интернет – прим. ред.) поняли, что это мне нравится и приносит доход, – отвечает он, отмечая, что в среднем игроки зарабатывают от 300 до 1 500 долларов в месяц.
На данный момент федерация занялась образованием в сфере киберспорта. Запустила бесплатный акселератор, где обучение может получить каждый – как начинающие, так и более опытные. Тем более, по словам Баура Садиева, сейчас среди казахстанцев наблюдается огромный интерес к играм и спорту в целом.
Будущее, как мне кажется, у нас позитивное. У нас большая доля вовлечения. По данным разных аналитических служб, у нас больше 3,5 миллиона людей играют, интересуются играми. При населении в 19 миллионов человек – это очень большая доля. Соответственно, на нашей турнирной платформе больше ста тысяч казахстанцев зарегистрировано. И это говорит о том, что наши граждане не только играют, но и активно соревнуются, смотрят турниры, – отвечает он.
К тому же киберспорт предоставляет хорошие возможности социального лифта. Например, в прошлом году был разыгран 161 миллион тенге.
Если же вы на фоне нового для себя открытия вдруг решили стать профессиональным игроком или вовлечь в это дело свое чадо, то будьте готовы – ведь здесь, как говорит президент федерации развития, необходима огромная дисциплина.
По киберспорту могу сказать, что любой спорт, будь то классический, либо такой интеллектуальный, он не может быть успешным без дисциплины, без хорошего физического состояния. Поэтому все крупные успешные клубы обязательно добавляют в контракт условия по здоровому образу жизни, физическим тренировкам и так далее. Если человек занимается для убийства времени – да, это вред. Но как раз тут есть польза, потому что киберспорт учит быть дисциплинированным, ограничивает время на тренировки, обязывает заниматься обычным спортом, чтобы реакция и сознание были в хорошей форме, – отвечает спикер.
В свою очередь психолог Анна Поздеева, затрагивая тему киберспорта и в целом компьютерных игр, объясняет, что важно разделять профессионализм и простое увлечение.
Здесь очень важно, как и в любом спорте, разделять на спортсменов и любителей. В киберспорте присутствуют моторные навыки, такие как скорость реакции, быстрота движения и точность. И это делает данный спорт не только умственно, но и физически обоснованным, – подчеркивает она.
Вместе с тем, как отмечает психолог, на сегодняшний день наблюдается проблема компьютерной зависимости. Обусловлено это тем, что человек может "выйти" из проблемной среды в виртуальный мир, где все ему подконтрольно. И в случае если это ребенок – все это, в конце концов, приводит к конфликту с родителями.
Компьютерная зависимость очень похожа на все остальные зависимости. На алкогольную, наркотическую, любовную, пищевую и так далее. В результате родители из-за этого и стараются запрещать своим детям компьютер. Но здесь нам надо все-таки понять одну важную особенность. Дело в том, что родители чаще всего, несмотря на всю свою прогрессивность, в своей жизни стараются применять те же методы и способы воспитания, которые применяли к ним, и если у родителей гаджетов не было в жизни, то они считают, что и дети могут так вырасти. Поэтому для многих родителей такое плотное использование компьютеров и гаджетов является чужеродным, пугающим, они не знают, как на это реагировать, и пользуются чаще запретом, – подытоживает она.
В конце Анна Поздеева дает всем совет, чтобы каждый человек, играющий в игры, должен периодически делать перерыв, иначе он рискует выпасть из реальности.
Надо понимать, что на многие онлайн-игры человек “залипает” достаточно мощно, и важно профилактировать себя по отношению к тому, на основании чего может произойти залипание. Любому человеку будет важно периодически устраивать себе детокс от игр в какие-то дни, в которые он не будет просто играть и стараться, чтобы онлайн-игры не мешали ритму жизни. Они ни в коем случае не должны стать важнее, чем все дела и обязанности, которые существуют у человека в жизни. Надо помнить, что ответственность стоит выше развлечений, – заключает специалист.
Подытоживая, с этим также соглашается Баур Садиев, говоря, что, в первую очередь, на зависимость от игр должно обращать внимание само общество. Киберспорт же в данном случае дает понимание людям, что не нужно ходить в игры за убийством времени, и вместе с тем, здесь можно развиваться, соревноваться и зарабатывать деньги.