Живем как в интересном сериале: чем занимаются фан-клубы Димаша и за что его любят?
Поговорили с фанатом Димаша и попросили психолога дать экспертный комментарий.
В преддверии большого сольного концерта Димаша Кудайбергена, который пройдет в Алматы 23 сентября, журналист Liter.kz решила исследовать феномен фан-клубов. В мире насчитывается более 200 фан-клубов казахстанского певца, а сам он своих фанатов называет dears. Мы поговорили как с фанатом Димаша, так и с психологом, которая проанализировала явление фан-клубов, рассказала как о позитивных сторонах этого явления, так и о тех фанатах, которые переходят грань и становятся токсичными.
Шолпан Табаева
Dear из фан-клуба Dimash Salem
Впервые я услышала имя Димаша Кудайбергена в 2015 году в новостях, когда он первым из казахстанских артистов завоевал Гран-при "Славянского базара" в Витебске. Пошла в YouTube, нашла все тогда еще совсем немногочисленные записи Димаша, закачала их в смартфон. Я сразу же поняла, что он лучший эстрадный певец в Казахстане, на постсоветском пространстве — дальше я тогда еще не заглядывала. До Димаша я много лет ходила только на концерты классической музыки, в оперу и на балет и думала, что окончательно разочаровалась в эстраде. Димаш вернул мне интерес к популярной музыке и не только к ней.
Чем он отличается от всех других певцов, артистов? Я фанат Димаша и могу говорить о его достоинствах очень долго. Выделю основное: в отличие от почти всех других артистов, Димаш на сцене не играет, он на ней живет. Живет азартно и страстно. На сцене — его дом, он там по-настоящему счастлив и щедро делится этим счастьем со слушателями и зрителями. Он очень артистичен и как мало кто еще умеет передавать голосом, мимикой и жестами эмоции и мысли. Второе его качество, которое я очень ценю, — это его профессионализм и очень честное отношение к своему делу и своим зрителям. Для него нет проходных выступлений, он каждый раз выкладывается по полной. Я часто вспоминаю речь, которую произнес Димаш в Пекине перед своими китайскими фанатами в день своего 23-летия 24 мая 2017 года. Димаш сказал тогда примерно так: "Я еще очень молод, и мне многому предстоит научиться. Но вы, мои Dears, принимаете меня таким, какой я есть, со всеми моими несовершенствами. Я обещаю вам, что буду очень много работать, чтобы вы могли мною всегда гордиться". И вот уже шестой год мы, его фанаты, наблюдаем за тем, как Димаш выполняет это обещание. Я не вижу других артистов, кто бы так же много работал и учился, как Димаш.
После Димаша непросто слушать других эстрадных исполнителей. Привыкнув к уровню его вокала, где все идеально чисто и точно, невольно замечаешь огрехи других певцов. Третье важное качество Димаша — он очень творческий человек. Его кавер-версии никогда не копируют оригинал. В, казалось бы, давно всем известных хитах он находит что-то новое, то, чего до него никто не увидел, и поэтому он словно дает старым хитам новую жизнь. Это скорее не каверы, а ремейки. В новых же песнях он каждый раз преподносит какие-то сюрпризы, хотя мы знаем все его выступления. Да что уж там, многие мои подруги-фанаты, взглянув на фотографию, безошибочно могут сказать, когда и где она была снята.
Для понимания: в Instagram с хэштегом #dimash сейчас более миллиона публикаций, а в китайской сети Weibo публикаций о Димаше более 12 миллиардов. Да, конечно, Димаш обладает очень красивым голосом с узнаваемым тембром и невероятно широким диапазоном. Он очень красив. Это все очень важно в его профессии, но не это главное. Мы верим Димашу, уважаем его, очень гордимся им и как артистом, и как человеком и очень любим.
Людям, которым не довелось — я считаю, не посчастливилось, — быть чьим-то фанатом, понять фанатов не просто. Даже сам Димаш первое время, как мне казалось, смотрел на нас с вопросом в глазах: "Кто вы такие? Что вам от меня нужно?". Осознание к нему пришло не сразу.
За более чем пять лет я видела немало свидетельств этой фанатской любви, но все еще продолжаю удивляться и восхищаться. Как не удивляться, когда просто из любви к парню из чужой, далекой страны люди летят на его родину буквально с противоположного конца Земли? Чтобы сделать приятно Димашу и стать ему чуточку ближе, фанаты из далеких стран учат казахский язык и даже берут уроки игры на домбре. Кто-то из фанатов стал писать стихи о Димаше, кто-то рисовать... Благодаря Димашу несколько миллионов людей в мире научились работать на компьютере, ведут странички в социальных сетях, осваивают мобильные приложения. Если вы заглянете в мой смартфон, то увидите, что у меня есть аккаунты и странички в Instagram, YouTube, TikTok, Twitter, Telegram, Facebook, а еще китайских Weibo и Wechat. А еще куча приложений по монтажу видео, созданию коллажей и обработке изображений и еще много чего.
Чтобы быть активным фанатом, мне и моим подругам очень многому пришлось научиться. А еще я прилично подтянула свой английский и познания в музыке и в вокале. Фан-клубы — это очень важный социальный институт. Благодаря им многие люди обретают круг общения, а иногда находят настоящих друзей, как в своей стране или городе, так и за рубежом. Я считаю, что фанатская любовь — это очень светлое и бескорыстное чувство. А еще у фанатов много интересных приключений. Быть фанатом Димаша очень увлекательно. Мы живем как бы в интересном сериале.
Источник: instagram.com/dimash_salem
Я — фанат со стажем, можно сказать, ветеран. Когда это начиналось и меня затянули в фан-клуб, я давала себе зарок, что буду заниматься этим один год. Сейчас идет уже шестой год. Фан-клуб Димаша не похож на фан-клубы других звезд. Обычно организацией и руководством фан-клуба занимаются менеджеры знаменитостей. У Димаша все иначе. Его фан-клубы создают поклонники. Причем если в других фан-клубах состоят в основном молодежь и подростки, в фан-клубах Димаша — люди всех возрастов, от 14 до почти 100 лет. В последнее время становится больше мужчин-фанатов.
Фан-клуб возникает так: однажды кто-то заводит страничку в соцсети и начинает искать других фанатов своем городе или стране. Потом организовывает встречу — как правило, в каком-нибудь кафе. Затем члены этой группы устраивают мозговой штурм, стараясь придумать, что они могут сделать для продвижения творчества Димаша в своей стране. Придумывают всевозможные акции, мероприятия. Чего только не было за эти годы! Я думаю, что для Димаша большим сюрпризом была одна фанатская акция. В 2018 году он впервые поехал на "Новую волну" в Сочи. Это было чуть ли не первое его выступление в России. Он прилетает в Сочи и первое, что видит — билборд со своим портретом перед аэропортом. К приезду Димаша фанаты из нескольких стран собрали деньги и организовали Димашу сюрприз: по всему Сочи висели афиши, билборды и экраны с Димашем. Российские звезды решили было тогда, что это работа его менеджеров, и не поверили, что это — сюрприз от фанатов. А потом фанатский десант завалил Димаша цветами.
Продвижение и пиар Димаша — это, наверное, основное, чем занимаются фанаты. Есть еще одно важное направление — благотворительность. Как-то Димаш попросил фанатов не дарить ему дорогие вещи. Он сказал, что у него не всегда хватает времени на благотворительность, и попросил фанатов ему помочь. Чаще всего фанаты помогают детям, детским домам, больницам, хосписам, общественным организациям. Помогают людям, пострадавшим от каких-то катаклизмов.
В мире сейчас свыше 200 фан-клубов и групп Димаша, они постоянно появляются, иногда распадаются. Некоторые фанаты одновременно являются членами нескольких групп. Фан-дом Димаша — это живой организм, находящийся в постоянном движении. Мы живем примерно в 150 странах мира. Кого-то встречали на концертах в разных концах мира, с кем-то знакомы только через соцсети. Обычно нам хватает сетевого общения, но иногда мы организовываем какие- то совместные акции и тогда обращаемся друг к другу за помощью. Иногда бывает, к сожалению, что кто-то из фанатов тяжело заболевает или умирает. В таких ситуациях фанаты тоже не остаются в стороне, мы стараемся помогать, чем можем.
Ксения Радионова
психолог
Явление музыкальных фанатов периодически изучалось и изучается в социологической и психологической науке. Прежде всего, давайте дадим определение, кто такой фанат и чем он отличается от поклонника.
Словарь Ожегова дает такие определения:
- поклонник — это человек, который поклоняется кому/чему-нибудь, почитатель;
- фанат — фанатически, до исступления преданный поклонник кого/чего-либо.
То есть поклонник — это определение здорового проявления интереса к чьему-либо творчеству. Фанат — это поклонник, который стал зависим от кумира или его творчества. У фанатов кумир выходит в приоритет жизненных ценностей.
По определению психолога Анатолия Некрасова, существует естественная система ценностей человека, в которой идет такое распределение. На первом месте в системе я и мой любимый человек (парень/девушка, супруг/супруга), далее идут наш дом (2), дети (3), родственники (4), деньги (5) и труд/работа/бизнес/учеба (6) , а далее идут наши друзья, хобби, интересы, отдых (7) и так далее.
У поклонника его интерес и творчество кумира будут идти на седьмом и далее местах. У фаната его увлечение вытесняет из его жизни отношения с любимыми и родными, может мешать учебе или труду. Когда увлечение занимает все большее количество времени и становится важнее отношений с любимыми/родными людьми, важнее учебы или дела. Фанатство начинает считаться психологической зависимостью тогда, когда желание достичь цели, связанной с кумиром, уже невозможно контролировать, когда человек не задумывается над средствами ее достижения.
Исходя уже из определения, мы можем предположить, что к фанатизму будут склонны люди, которые не могут "найти себя", чья жизнь менее интересна для них самих, кто не видит смысла в своей жизни или пытается спрятаться от своей реальности в творчестве кумира.
Исследователи выделяют несколько черт, которые могут быть присущи фанатам:
- инфантилизм (детское или подростковое мышление вне зависимости от биологического возраста человека);
- люди с изменением психики и психиатрическими заболеваниями;
- люди, имеющие другие зависимости (алкоголь, наркотики) — как другой пример ухода из своей реальности через психоактивные вещества.
Однако нельзя забывать, что фан-клубы дают человеку общение, новые знакомства, досуг — в зависимости от направления фан-клуба. Как сейчас говорят, люди — это новая нефть. Твои связи и знакомства — это твои будущие каналы продвижения, получения информации, нетворкинг, который может принести успех.
Фан-клубы позволяют человеку развивать свои способности и таланты. Публиковались истории, когда фанаты начинают сами играть в футбол или петь. Фан-клубы дают возможности для путешествий — например, когда фанаты едут на гастроли любимого исполнителя и их, скажем, коллеги из этого города помогают с размещением у себя дома. Для кого-то фан-клуб может стать работой. Фанаты одного исполнителя говорят на одном языке, у них общие ценности, которые привели их к этому исполнителю, а на основе общих ценностей может развиваться дружба, любовь, взаимоподдержка. Когда ты "свой" и тебя поддерживают и помогают.
В своей деятельности фанаты прежде всего находят чувство принадлежности к группе. Это важная социальная потребность человека — быть частью чего-то большего, быть признанным, быть "своим" в какой-то из сфер. Когда мы говорим о фан-клубах творческих деятелей (актеров или певцов), участники фан-клуба подпитываются энергией творчества кумира. В здоровом развитии отношения поклонника к своему кумиру — взаимодействие с творчеством может давать энергию и вдохновение для дел и жизни поклонника.
Источник: dimashnews.com
Фанатами в большинстве случаев становятся люди в подростковом и юношеском возрасте. Условно считается ранним подростковым возраст 11 лет и юношеский — до 25 лет. В этом возрасте для человека референтной группой, то есть теми, чье мнение важно, являются сверстники. В этот период времени основная деятельность — общение со сверстниками, вечеринки, встречи. Природа фан-клуба ко всему этому располагает. То есть фан-клуб — это среда, которая позволяет решать задачи этого возраста и закрывать потребности этого возраста.
Конечно, в фан-клубах могут быть люди и старше указанного возраста. Однако их интерес к теме фан-клуба, будь то вокал певцов, игра актера или интерес к какому-то виду спорта, в большинстве случаев закладывался в детском, подростковом или юношеском возрасте.
Кроме того, медийная личность, по сути, является ролевой моделью, с которой можно брать пример. Пример может быть как положительным, так и негативным. Вспомните последние новости, когда известные блогеры Казахстана оказались под следствием из-за рекламы финансовых пирамид. Это вопрос этики взаимодействия блогеров как с рекламодателями, так и со своими поклонниками. Или когда, к примеру, первая леди США Бетти Форд открыто говорила о своей болезни и тем самым сподвигла женщин проходить ежегодную маммографию.
Но нельзя забывать и о таком явлении, как токсичные фанаты, которые забывают о личных границах человека и элементарно законодательстве. Я хочу вспомнить правило из юриспруденции "нос-кулак": мои права простираются до начала границ прав другого человека, и, когда я нарушаю права другого человека, за это приходит ответственность. Любые проявления фаната или поклонника, которые нарушают права другого человека, являются негативным явлением, будь то оскорбления, драки, провокации и так далее. А именно этим и занимаются токсичные фанаты.
Токсичным фанатам — да, я рекомендовала бы обратиться к психологу/психотерапевту. Я уверена, что им есть, чем заняться в их собственной жизни и психолог был бы им очень полезен в этом.
Врачи говорят: нет здоровых людей, есть недообследованные, подобное можно сказать и о работе психологов. У каждого человека есть повод обратиться к психологу, но не каждый человек это осознает, не каждый готов к этому. К психологу обязательно нужно обратиться, если вас что-то не устраивает в своей жизни, если вы ощущаете себя "плохо, некомфортно". Но для получения результата необходимо личное желание к изменениям.