Новости Казахстана Главные новости Новости мира Политика Экономика Бизнес Коррупция Деньги

Стоимость жилья в Нур-Султане можно снизить на 7%. Что мешает застройщикам

Застройщики утверждают, что проблема не решается уже восемь лет.
15.12.2020, 18:30
Стоимость жилья в Нур-Султане можно снизить на 7%. Что мешает застройщикам

Строительные компании Нур-Султана утверждают, что знают, как снизить стоимость квадратного метра жилья. Liter.kz обратился в уполномоченный орган, чтобы выяснить, реально ли это.

Представители строительных компаний Нур-Султана утверждают, если бы не завышенные требования по количеству парковочных мест в жилых комплексах, то стоимость квадратного метра жилья можно было бы снизить на 5-7%.

По словам председателя Ассоциации застройщиков Казахстана Виктора Микрюкова, около 70% парковочных мест остаются невостребованными.

«Наблюдается завышенность действующих норм обеспеченности парковочными местами, и данный фактор отрицательно влияет на конечную стоимость квадратного метра жилья. Исходя из проведенных расчетов, из-за установленных уполномоченным органом сверхнеобходимых требований действующих норм порядка 16 тысяч тенге ложится на стоимость квадратного метра жилья. Завышенные требования предусмотрены только по городу Нур-Султану. При этом наблюдается двоякое применение данных норм, где государственным органам и квазигосударственному сектору разрешается строить без парковочных мест», – заявил Виктор Микрюков в ходе обсуждения на площадке НПП «Атамекен».

По данным нацплаты, уполномоченные органы никак не реагируют на обращения застройщиков.

«Вопрос не решается на протяжении восьми лет. Он выносился на рассмотрение уполномоченных госорганов на разных уровнях. Например, совсем недавно – на уровень первого заместителя премьер-министра РК, но каких аргументов рынок бы ни приводил, со стороны регулятора мы слышим только ответ "Нет, это невозможно". Получается, в поиске решений регулятор не заинтересован», – сказала заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева.

Сами застройщики уверяют, что себестоимость одного парковочного места варьируется от 1,5 до 3,5 млн тенге, но большинство из них так и остаются нереализованными. Усугубляет проблему то, что застройщики не могут менять целевое назначение парковочного места.

Они не отрицают необходимость наличия паркингов, а также роста количества автомобилей в городе. Однако из-за нынешних механизмов регулирования создается ситуация, когда в некоторых районах парковочных мест слишком много, а в других появляется дефицит.

В Комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК отрицают обвинения в своей адрес о том, что «вопрос не решается на протяжении восьми лет». В ведомстве заявили, что четыре года назад исключили требования по устройству паркинга для жилья четвертого класса и малогабаритного жилья.

«Совсем недавно, приказом от 8 апреля 2020 года, внесены изменения в СНиП РК «Планировка и застройка города Астаны» в части установления нормы обеспеченности парковочными местами по незавершенным проблемным объектам долевого участия в жилищном строительстве», – добавили в комитете.

Ведомство отмечает, что ежегодно в Казахстане растет количество автомобилей, примерно на 100 тысяч. Если в 2010 году в стране было около 2,6 млн, то сейчас их почти 3,8 млн.

«Ежегодно в Казахстане строится около 150 тысяч жилищ. Из них 70% составляет четвертый класс, где подземные паркинги не предусмотрены, и 30% – это третий класс, где строится по одному паркингу на квартиру. Согласно статистике, ежегодно на прирост 100 тысяч автомобилей строится только 50 тысяч паркингов. Таким образом, ежегодно на одно строящееся парковочное место прирост составляет два автомобиля. В случае дальнейшего снижения нормы парковочных мест, в ближайшие 5-10 лет возникнет острая нехватка мест для парковки, и нас ожидает транспортный коллапс», – заявили в Комитете по делам строительства.

Последствием станет нарушение работы экстренных и коммунальных служб (кареты скорой помощи, пожарные машины, а также уборка снега, поливка и так далее). Люди начнут парковать свои машины вдоль магистральных улиц.

«Что касается изменения функционального назначения паркинга, то данное предложение комитетом не поддерживается, так как при этом норма обеспеченности парковочными местами автоматически не выполняется. Нельзя забывать о том, что 5 апреля 2018 года Елбасы во время совещания по развитию города Нур-Султана особо уделил внимание обеспеченности достаточным количеством парковочных мест», – заявил руководитель Управления технического регулирования и нормирования КДСиЖКХ МИИР РК Нуржан Досаев.

Риелтор из Нур-Султана Олжас Кусаинов полагает, что застройщики могли бы немного сбросить стоимость квадратного метра жилья, если бы снизили требования для них - по количеству парковочных мест.

«Это касается именно крытых паркингов, которые нужно покупать. Возможно, застройщик уже включает в стоимость жилья затраты на строительство парковки. Они ведь понимают, что паркинг может не окупиться. То есть, если бы жители покупали хотя бы половину мест, или этих мест было бы меньше, то, возможно, стоимость жилья была бы ниже», – пояснил Кусаинов.

Ранее эксперты совместно с редакцией Liter.kz подвели итоги года в сфере недвижимости, а также дали прогнозы на 2021 год. Подробнее обо всем этом читайте здесь.

Новости партнеров
×