"Open space" Акимат - в Шымкенте проходит управленческий эксперимент
Как передает корреспондент Liter.kz, задумка призвана не только оптимизировать и активизировать работу госслужащих, но и отсекать возможные коррупционные риски.
Акимат в формате «open space», который собрал на своей открытой территории пять управлений шымкентского акимата, находится в ведении заместителя акима Даната Жумина. Его кабинет тоже здесь, и, действительно, с прозрачными стенами. Глава АДГСПК, аким Шымкента и журналисты все проверили лично.
Управленческий эксперимент стартовал в середине апреля и будет действовать до конца года, если он окажется удачным, его планируют внедрить во всех регионах страны. А пока чиновники привыкают работать локоть к локтю, глаза в глаза и стараются не выбиться из строгих графиков и дедлайнов. Пока не все гладко. Например, у руководителя управления сельского хозяйства 21 просроченная задача, зато у главного специалиста все по плану.
Данат Жумин поясняет: действуют методом проб и ошибок.
– Этот управленческий эксперимент, как лаборатория. Мы все это здесь пытаемся применить, а потом будем делать выводы, что работает, что нет. Почему этот эксперимент мы планируем до 31 декабря? Нам помогает Академия госуправления, они своего методолога выделили, все, что здесь происходит ежедневно, этот человек сидит и записывает, ведет как бортовой журнал. И только так мы выйдем на методологию, которую можно будет использовать в целом во всем государственном управлении. Мы пока в процессе находимся и не знаем, может быть, что-то у нас не получится, что-то пойдет не так, это эксперимент. Мы хотим в целом поднять эффективность всего местного управления, – сказал заместитель акима Шымкента Данат Жумин.
Пять экспериментальных управлений работают не по годовым, а по 12-недельным планам. Ежедневные летучки позволяют мобильно контролировать и корректировать их выполнение. Помимо этого, немаловажным посчитали определение ценностей в работе для каждого сотрудника, оказалось, многие даже не задумывались, для чего приходят на службу.
– У нас так устроена работа, что каждый госслужащий в текучке, бумаги-бумаги-бумаги… А какова моя цель, ради чего я на работу прихожу, чего я должен в итоге добиться, к чему должен прийти в конце концов и как я буду измерять свой результат – не задумываются. Понимаете? Вот мы сейчас это внедряем здесь, в этих пяти управлениях, чтобы каждый сотрудник знал, что он делает, какой у него должен быть результат, теперь все завязано с индивидуальными планами работы, привязывается к бонусной системе, – отметил Жумин.
Здесь еще и вопросы самореализации выплывают. Что госслужащий – не просто клерк, который пришел – посидел от звонка до звонка. Он понимает, что он теперь что-то значит для достижения цели, для города, самооценка у него повышается, мотивация появляется, – уверен аким Шымкента Габидулла Абдрахимов.
За два месяца эксперимента есть и первые промежуточные результаты. Так, на 20% снизилось количество внутренних совещаний, на 25% меньше времени стали тратить на согласования, нецелевое использование времени снизилось на 30%. Теперь дисциплинирует не только случайный приход шефа в кабинет, а даже собственные коллеги, ведь все на виду. Кроме того, в таких условиях сотрудники охотнее помогают друг другу по проектам, а спонтанные мозговые штурмы позволяют эффективнее и быстрее решать самые сложные вопросы.
– Если раньше бизнесмену нужно было пройти 9 кругов ада и убеждать, просить: «Помогите мне решить этот вопрос», то теперь это задача самого сотрудника акимата. Теперь он должен бегать за бизнесменом: давай, быстрее сдавай документы! То есть ускоряется процесс. Все это ведет к снижению бюрократии и коррупции, – говорит Жумин.
– Когда Президент подписал Указ, он сказал, что Шымкент должен стать центром инноваций, новых технологий не только для Казахстана, но и для Центральной Азии. Столицы центральноазиатских государств мы воспринимаем как наших конкурентов. Мы хотим за счет того, что цифровизация у нас раньше всех будет введена, подняться на новый уровень, рывок сделать, немедленная такая динамика, – считает градоначальник.