Миллиарды впустую: депутат Nur Otan просит наказать МОН за неработающую «дистанционку»
Ускорить создание единой образовательной онлайн-платформы, а также рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц за некачественную подготовку системы образования к обучению в дистанционном формате. Такие предложения прозвучали в депутатском запросе члена фракции партии Nur Otan Джамили Нурманбетовой заместителю премьер-министра Ералы Тугжанову на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК, передает Liter.kz.
По словам Нурманбетовой, вынужденный переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса обнажил реальное положение дел и проблемы системы образования.
Она указала, что ранее во многих госпрограммах по цифровизации были предусмотрены мероприятия по созданию электронных образовательных ресурсов, подготовке педкадров к использованию информационно-коммуникативных технологий и обеспечению равного доступа к информационно-образовательным ресурсам.
«В целом, на эти мероприятия за последние девять лет выделили свыше 72 миллиардов тенге, из которых только 30 миллиардов тенге потрачено на внедрение системы электронного обучения E-learning, которую можно считать безрезультативной. Особое внимание равным возможностям получения качественного образования и созданию единой образовательной онлайн платформы со всеми функциями, необходимыми для полноценного учебного процесса, уделил в своем Послании к народу Казахстана от 1 сентября текущего года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев», - напомнила депутат.
Депутат считает, начало 2020-2021 учебного года показало, что фактически дистанционное обучение школьников было сорвано, несмотря на заверения первых руководителей Министерства образования и науки о полной готовности семи казахстанских интернет-платформ к дистанционному обучению и замене ими международных площадок.
«Как свидетельствуют всевозможные жалобы и комментарии родителей в СМИ и социальных сетях, образовательные платформы не соответствуют требованиям информационной безопасности, отсутствует качественный образовательный контент, учебный процесс сопровождается постоянными сбоями.Надо признать, что фактическая скорость Интернета и его наличие в отдаленных сельских и городских школах не только далеки от отчетных данных, но и не достаточны для дистанционного формата обучения. Зачастую в городах с высокой пропускной способностью Интернета не каждый ребенок имеет корпоративный аккаунт и персональный компьютер, что просто не позволяет ему получить доступ к успешному обучению», - констатировала мажилисвумен.
В Казахстане до сих пор свыше 55 тысяч школьников проживают в 835 селах без Интернета, и более одного миллиона учащихся, а это 30%, не имеют компьютеров.
Нурманбетова отдельно высказалась о ситуации в начальных школах, где учителя вынуждены вести двойную педагогическую нагрузку – проводить уроки дистанционно и в «дежурном классе».
"О страданиях родителей, которые фактически оказались заложниками ситуации, и вынуждены взять на себя роль учителей-предметников, всем известно из их публикаций в Интернете. Есть случаи, когда родители вынуждены оформлять отпуска без содержания и объяснять своим детям учебный материал, присланный учителем через WhatsApp. А какова атмосфера в тех семьях, где воспитываются трое и более школьников с одним компьютером? Или он вовсе отсутствует? Каково в итоге будет качество полученных знаний?» - задается вопросами Нурманбетова.
Читайте также: Алматинец возмутился безграмотностью местных учителей
Также открытым остается вопрос обратной связи между учеником и учителем. Кто может определить качество полученных учащимися знаний посредством WhatsApp, ТВ-уроков и действующих, а чаще недействующих цифровых образовательных платформ?
Крайне актуальным стал вопрос подготовки учителей к дистанционному обучению. Депутат подчеркнула, что по факту учителя вынуждены самостоятельно организовывать техническое сопровождение своих уроков, создавать учебный контент и выполнять множество других несвойственных им функций.
В связи с этим депутат обратилась к заместителю премьер-министра Тугжанову с рядом предложений. В частности, предлагается:
- наладить продуктивное взаимодействие министерств, ответственных за обеспечение условий дистанционного обучения;
- провести анализ эффективности освоения средств, выделенных на оснащение школ компьютерами, подключение к Интернету и подготовку учителей;
- осуществлять на постоянной основе контроль за освоением средств из республиканского бюджета, выделенных для внедрения цифровых технологий;
- совместно с местными исполнительными органами оперативно устранить проблемы дистанционного обучения в организациях среднего образования;
- ускорить создание единой образовательной онлайн-платформы и обеспечить качество ее функционирования;
- рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц за некачественную подготовку системы образования к началу 2020-2021 учебного года в формате дистанционного обучения.
Ранее министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов объяснил причину некомпетентности нынешних педагогов. По его словам, обучаться на учителей идут те, кто плохо учился в школе, а потом эти же педагоги обучают следующее поколение некомпетентных преподавателей.