Более 16 тысяч грузовых машин и вагонов стоят в очереди на казахстанско-китайской границе
Восемь тысяч грузовых автомобилей и столько же брошенных грузовых вагонов зарегистрированы в электронной очереди на пункте пропуска «Нур Жолы» на казахстанско-китайской границе. Из-за этого отечественные предприниматели не могут поставить товар в Китай вовремя, передает Liter.kz.
Причиной возникшей очереди стали длительные проверки и санобработка. По словам заместителя председателя правления НПП «Атамекен» Талгата Темирханова дезинфекция и термическая обработка одного грузового автотранспорта длится 1,5 часа, а вагона или контейнера – от двух до шести часов.
По данным нацпалаты, простой грузов на границе длится с июля 2020 года. Это привело к срывам сроков доставки, неисполнению договорных обязательств, штрафам, порче продуктов, а также способствовало потере деловой репутации казахстанских товаропроизводителей.
В декабре 2020 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК признало ситуацию на казахстанско-китайской границе форс-мажором. Это частично решит проблемы поставщиков – теперь у них есть подтверждение, что не они виноваты в неисполнении договоров и срыве сроков поставок.
По данным Внешнеторговой палаты Казахстана, с начала декабря 2020 года до конца января 2021 года поступило 64 заявки от предпринимателей для получения свидетельства о форс-мажоре. Выдано 28 таких документов.
«Предприниматели действительно оказались в непростой ситуации, к нам попадали заявки, которые касаются доставки товаров первой необходимости, медицинского назначения. Помимо субъектов предпринимательства данная ситуация коснулась и ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» в части неисполнения обязательств по перевозке и обслуживанию клиентов. К ним поступило более шести тысяч претензий», – рассказали во Внешнеторговой палате.
Талгат Темирханов заявил, что признание ситуации на границе форс-мажором не решает сути проблемы. Очередь все еще есть, груз переходит границу медленно. Тем более, китайская сторона не планирует снимать карантинные ограничения до лета 2021 года.
В качестве решения проблемы он предложил проводить санобработку на пункте пропуска «Достык» на казахстанской стороне. Это должно ускорить процесс пропуска вагонов через границу.
В конце января 2021 года председатель Комитета государственных доходов МФ РК Марат Султангазиев встретился с первым заместителем председателя Народного правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Чжан Чуньлинем. На встрече также приняли участие представители всех заинтересованных государственных органов как казахстанских, так и китайских.
«Китайская сторона отметила, что для восстановления деятельности пунктов пропуска на китайской стороне необходимо провести дополнительные строительные работы для обеспечения противоэпидемической безопасности пунктов пропуска. Срок восстановления деятельности временно закрытых пунктов пропуска «Майкапчагай» – «Зимунай», «Калжат» – «Дулаты» определено первое полугодие 2021 года», – сообщили в комитете госдоходов.
Первые сообщения о возникшей пробке на казахстанско-китайской границе появились еще в марте 2020 года. Данную ситуацию прокомментировали в Министерстве финансов РК. Там заявили, что до пандемии коронавируса китайская сторона принимала в день 150 автомобилей, с начала пандемии – 20.
В июне 2020 года сами водители рассказали, что стоят в этой пробке неделями. В день удается продвинуться на 200 метров. Через месяц заместитель министра коммерции Китая пообещал, что лично посетит казахстанско-китайскую границу.