Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

От Бинго до Instagram-конкурсов: культура проведения розыгрышей в Казахстане и ее недостатки

Насколько популярны лотереи и розыгрыши в Казахстане?

От Бинго до Instagram-конкурсов: культура проведения розыгрышей в Казахстане и ее недостатки
Фото: benefsnet.com

Вся жизнь – игра. Некоторые уходят в крайность, упиваясь ею, другие наслаждаются каждым моментом. В буквальном смысле у каждого из нас есть близкий или знакомый, увлекающийся лотереями, ставками и другими различными розыгрышами. С появлением первых лотерейных билетов трансформировалась сфера развлечений. Каким был этот путь? Как сегодня развивается лотерейный рынок и законны ли розыгрыши в Instagram, рассказываем в материале Liter.kz.

Первые лотереи в Казахстане

Интерес к лотерейным играм появился у казахстанцев еще в советское время. Особым успехом среди граждан в те годы пользовалось Спортлото. Поклонники творчества Леонида Гайдая, наверное, уже вспомнили одноименную популярную комедию Спортлото-82.

Как и в фильме, в жизни лотерейные билеты заполнялись вручную. В таблицах надо было зачеркнуть крестиками играющие числа. Человек с выигрышной комбинацией автоматически становился победителем и получал призовой фонд.

Лотерея Спортлото

Тогда организацией и выдачей призов занимался советский Спорткомитет. Доходы от проведения лотереи направлялись на развитие спорта и финансирование Олимпиады-80.

После распада СССР популярность Спортлото упала. Наряду с этим на рынке появились частные лотереи, с которыми Спортлото стало сложно конкурировать.

Чтобы как-то привлечь интерес граждан, организаторы шли на разные уловки. К примеру, для призеров, выигравших главный приз (10 тысяч рублей), был предоставлен дополнительный бонус – право на внеочередную покупку легкового автомобиля “Волга”. Так, призеры, проживающие в селах, могли по своему выбору приобрести вне очереди “Волгу” или советский внедорожник “Нива”. В условиях дефицита легковых автомобилей билеты продавались хорошо, но недолго.

В начале 90-х в условиях низкого уровня дохода граждан казахстанский лотерейный рынок заполонили частные организации. В начале их деятельность никто не регулировал, доходы с лотереи оставались в тени, а победителям не выплачивались выигрыши.

Лицензирование участников лотерейного рынка началось только с 1996 года, когда было опубликовано распоряжение “О мерах по организации и проведению национальной лотереи в РК”.

По словам исполнительного директора Лотерейного союза Казахстана Александра Мухина, именно тогда игрокам стали гарантировать честную игру.

Распоряжением президента от 18 ноября 1996 года была создана Национальная лотерея, предназначенная гарантировать игрокам честную игру и служить примером для остальных. Ее открытие состоялось в 1998 году, рассказывает эксперт.

Как и у всех национальных лотерей мира, ее целью было финансирование социальных проектов.

В частности средства отчислялись в фонд “Новая столица” и в Государственный пенсионный фонд. И поначалу все шло хорошо, но затем правительство потеряло интерес, в результате чего на рынке началась неразбериха, комментирует Мухин.

Впрочем, неразбериха была связана не только с налоговым обложением лотерейных организаций, но и с зачислением выручки в пенсионный фонд. Учитывая, что во второй половине 90-х годов появилось много частных пенсионных фондов, не было понятно, куда конкретно перечислять деньги от проведения лотереи.

Всеми любимый ТВ-Бинго

Как бы то ни было, в лотерейном рынке Казахстана кроме провалов были и запоминающиеся моменты. Золотые годы развития лотобизнеса связаны с успешным проектом ТВ-Бинго.

В конце 90-х на телевидении стартовал проект ТВ-Бинго. Ожидания от программы были грандиозными, ведущих искали только на полную занятость, скупались дорогие призы, массово тиражировались билеты.

В конце концов, надежды организаторов оправдались, проект стрельнул. Лотерейные билеты скупались пачками до субботы, а в день розыгрыша казахстанцы в семейном кругу грезили выиграть главный приз. Бывало, доходило до абсурда – чтобы выбрать подходящую комбинацию чисел, люди ходили к ясновидящим, заказывали прогнозы “экспертов”.

Ведущий ТВ-Бинго Сергей Погосян вспоминает, что шоу было по-настоящему интересным первые несколько лет.

ТВ-Бинго было достаточно интересное шоу первые несколько лет, потому что оно было единственным, которое объединяло огромное количество людей. Его нужно было развивать, а на это нужны были средства, – признался он в одном из своих интервью.

Несмотря на закрытие программы в 2016 году, проект запомнился многим. Другим интересным проектом на отечественном ТВ была лотерея Казлото. Проект по сравнению с ТВ-Бинго не был так успешен, но билеты все же продавились довольно хорошо.

На сегодня проект ТВ-Бинго все еще идет по отечественному каналу.

Крах лотерейного бизнеса

Неуплата выигрышей и налогов госказне требовали реформирования лотерейного рынка. С этой целью в 2016 году был принят Закон “О лотереях и лотерейной деятельности РК”.

До 2016 года контроля над лотерейным рынком как такового не было. Из-за этог, на старте реформирования лотерейного сектора – в том же 2016 году – ситуация с лотереей в стране была удручающей: неразбериха на рынке, остановка работы всех ранее существующих операторов лотереи, которая привела к долгам и невыплатам. Некоторые казахстанцы тогда не смогли получить свои выигрыши, – описывает положение Александр Мухин.

Тогда и произошли реформы, которые обернулись закрытием частных лотерейных организаций. На 2016 год было более 70 участников лотерейного рынка, а 2017 году остался только один.

Монополизация лоторынка

Лучшим решением для регулирования лотерейного рынка власти сочли его монополизацию. Так в 2016 году был объявлен конкурс на определение единого национального лотерейного оператора. По итогам выиграла АО “Сәтті Жұлдыз”, которому досталось эксклюзивное право проводить все розыгрыши в стране.

Для контроля над единым оператором внедрены Центр лотерейной отчетности и Центр обработки лотерейной информации.

Основная наша проблема – это доверие населения. Предыдущими участниками рынка оно было очень сильно подорвано. Мы пытаемся придать прозрачность работе с помощью этих центров. Это основная система, которая позволяет контролировать рынок Министерством культуры и спорта в режиме реального времени, – говорит директор департамента по коммуникациям национальной лотереи “Сәтті Жұлдыз” Нурлан Мухамеджанов.

Что касается игровых желто-зеленых автоматов, государство также их передало в управление единого оператора. Сейчас вместо них в ТРЦ, магазинах и улицах стоят терминалы Lotomatic. 

Этих игровых аппаратов было более 30 тысяч по всей стране. Они никем не регулировались, и каждый их ставил, где хотел. Также агенты могли выставлять уровень сложности игры и контролировать действия покупателя лотереи, – пояснил пресс-секретарь.

В компании отметили, что они активно борются с игорной зависимостью и ставят лимит на игры.

Мы ведем работу в сфере выявления и пресечения деятельности незаконного игорного бизнеса Агентством финансового мониторинга. Мы выявляем незаконные аппараты по всей стране. Наши агенты-распространители не устанавливают терминалы в зданиях госорганов, школ, университетов, микрокредитных организаций и ломбардов. Нарушающие правила агент сперва получает штраф в семь миллионов тенге, дальше передачу дела в ДЭР, – отметил Нурлан Мухамеджанов.

В соответствии с законом, как и с советским Спортлото, оператор кроме основных налогов должен отчислять 10% от прибыли на развитие казахстанского спорта.

По закону определено 10%, но мы взяли на себя повышенное обязательство в 15%, – подчеркнул Мухамеджанов.

Бытует мнение, что в лотерею играют люди преклонного возраста и с каждым годом спрос на такую игру падает.

По предоставленной статистике единого оператора за последние три года можно заметить, что пандемия все-таки увеличила доходы не только букмекеров, но и лотобизнеса.

Так, по моментальным лотереям за 2022 год продано более 5,8 млн билетов, что на 15% выше прошлогоднего показателя. По тиражным лотереям касса за этот год составила свыше 15 млн тенге. Показатель вырос на 9 %.

Современные розыгрыши

Какие бы не были статданные по лотереям, мы видим, что розыгрыши от блогеров, компаний, магазинов в соцсетях им никак не уступают.

Проведение различных гивов, конкурсов, а перед ними прогревов для набора целевой аудитории – стало привычным делом для любого пользователя Сети.

При этом пользователи считают, что кроме времени на подписку и прямые эфиры ничего не тратят. При этом было немало случаев, когда конкурсы проводили нечестно или совершали элементарные ошибки. А судиться и требовать свой выигрыш не получится, так как за такие розыгрыши не прописана ответственность.

Позиция Министерства культуры и спорта по вопросу проведения Instagram лотереи однозначная. Вопрос их законности проведения в Сети стал более обсуждаемым в 2020 году. Тогда глава ведомства Актоты Раимкулова сообщила, что за незаконное проведение лотереи организаторам впредь будет грозить административное наказание и штрафы могут достичь более полумиллиона тенге.

На первый раз это предупреждение. Если в течение года тот, кто получил это предупреждение, повторяет эти действия, он получает штраф 200 МРП для отдельного лица, для малого бизнеса – это 700 МРП, для среднего – 1000 МРП, для крупного – 2000 МРП, – заявила она.

По мнению Александра Мухина, современные розыгрыши в соцсетях нельзя назвать трансформацией лотерейного рынка.

Согласно закону, при выявлении подобных случаев мы стараемся сразу же реагировать и в первую очередь уведомить организаторов о том, что их деятельность незаконна. Подобные розыгрыши нельзя назвать трансформацией лотерейного рынка. Так как главным недостатком является непрозрачность проведения розыгрышей, считает эксперт.

Охватить всеми правовыми мерами рынок невозможно. Как говорится, если играть – то с умом. Рынок лотерейного бизнеса, азартных игр со временем меняется, появляются новые виды розыгрышей. Но сущность человека, влечение к игре, стремление к победам – неизменно. Азартным человек становится после нескольких эйфорий от выигрыша и уймы горечи от проигрыша. Уметь развлечь себя играми можно, но как и в каждом деле важно сохранять золотую середину.

Новости партнеров
×