В Казахстане начали проверять машины с российскими номерами: кто виноват и что делать
Казахстанцы, купившие автомобили в России, столкнулись с массовыми проверками. Выяснилось, что МВД России сняло с учета множество автомобилей. 88 тысяч из них находятся в Казахстане, наши граждане ездят на них по доверенности. Заместитель председателя правления союза «КазАвтоПром» Артур Мискарян рассказал, кто виноват в возникшей ситуации и что теперь делать автовладельцам, передает Liter.kz.
Казахстанские власти не первый год просят автовладельцев зарегистрировать транспорт, состоящий на иностранном учете. В 2019 году водителям таких авто предлагали на льготных условиях узаконить их использование. В 2020 году ввели временные госномера для машин из стран ЕАЭС. Сообщалось, что номера будут действовать до 1 марта 2021 года, пока граждане не легализуют свои автомобили.
Летом 2021 году казахстанцам напомнили, что владельцы временно ввезенных в Казахстан авто должны вывезти их до 30 сентября. В противном случае им придется оплатить таможенные пошлины и налоги.
"Государство дало возможность узаконить использование этих автомобилей (при условии их соответствия техрегламентам, например – в части расположения руля – прим. ред) на льготных условиях. Однако многие автовладельцы проигнорировали эту возможность", - заявил зампред правления союза «КазАвтоПром» Артур Мискарян.
По последним данным МВД РК, в Казахстане находятся 210 тысяч машин с российским учетом. Большинство из них находятся на территории страны на законных основаниях, то есть казахстанцы ездят на них по доверенности.
С проблемой столкнулись «владельцы» 88 тысяч автомобилей, которые в России по тем или иным причинам сняли с учета. В Казахстане они не зарегистрированы, поэтому эти машины выпали из правового поля. Кроме того, среди них есть авто с криминальными прошлым – 600 автомашин с российскими номерами считаются угнанными.
Какие риски несут автомобили с зарубежным учетом
Артур Мискарян заявил, что эксплуатация незарегистрированного автомобиля уже сама по себе – грубое нарушение закона, в любой стране других трактовок этого явления нет.
По его словам, владельцы таких авто зачастую пренебрегают ПДД, покидают места ДТП и ездят без страховки. А ведь многие из них занимаются частным извозом.
«В этой ситуации мы сталкиваемся с тем, что на дорогах появляются новые проблемы с безопасностью движения. Добавляются проблемы с экологической безопасностью, к тому же часто владельцы таких авто пренебрегают обязательным страхованием, что влечет дополнительные последствия», - заявил Мискарян.
Читайте также: Автосалоны Казахстана пустуют из-за дефицита автомобилей. Что происходит
Эксперт отметил, что машины с российским учетом пользуются популярность только из-за своей стоимости. К примеру, если в Казахстане определенная иномарка стоит 10 миллионов тенге, то в России ее можно купить в два раза дешевле, оформив на себя доверенность.
«На рынке существует большой спрос на автомобили начального ценового сегмента (до пяти миллионов тенге – прим. ред.). Для того, чтобы удовлетворить этот спрос, в автомобильной отрасли необходимы проекты, нацеленные на выпуск автомобилей, которые привычны и понятны рядовому покупателю, имеют доступный сервис по всей стране и предлагаются по привлекательной стоимости. Однако инвестиционная привлекательность таких проектов в последний год страдает в виду изменений в Предпринимательском кодексе и Законе о промышленной политике. Суть этих изменений заключается в резком завышении требований к предприятиям автопрома», - заявил Артур Мискарян.
Как узаконить авто с российским учетом
По закону, личные автомобили казахстанцев, должны иметь госрегистрацию и, соответственно, казахстанские номера.
Для регистрации авто, ввезенного из других страны в Казахстан, необходимо оформить одобрение типа транспортного средства (ОТТС), установить модуль ЭВАК/ГЛОНАСС (устройство вызова экстренных служб – прим. ред.), уплатить налог, таможенную пошлину, утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию. Рассчитать размер налогов и таможенных платежей можно здесь.
Также казахстанцы могут ездить на российских машинах, оформив доверенность. Однако автомобиль должен состоять на учете в России и по истечению года нужно будет выезжать из страны для продления доверенности.
10 ноября сообщалось, что автомобили, не состоящие в учете как в Казахстане, так и в России, будут забирать на штрафстоянки. Такая мера будет временной до тех пор, пока владельцы таких авто не зарегистрируют транспортные средства, как того требуют законы в РК.