Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Чужие стандарты и бесполезные требования: эксперты высказались о безопасности аттракционов в РК

Предприниматели считают, что действующие в Казахстане стандарты эксплуатации далеки от идеала.

01.08.2022, 18:55
Чужие стандарты и бесполезные требования: эксперты высказались о безопасности аттракционов в РК
Фото: pexels.com

В летнее время аттракционы, которыми изобилуют городские парки, становятся местом притяжения взрослых и детей. В праздничные дни нагрузка на них увеличивается в разы. Однако далеко не все развлекательное оборудование настолько безопасно, как заверяют его владельцы. Доказательством тому – сразу несколько несчастных случаев, которые произошли этим летом в Казахстане. В Атырау дети сорвались с остановившейся карусели, в Шымкенте парень упал на землю со скалодрома, в Актобе загорелась карусель. Почему трагедии происходят и кто несет ответственность за безопасный досуг, узнавала журналист Liter.kz.

Аттракционы всегда считались объектами повышенной опасности. Основное назначение большинства из них – без риска для жизни вызвать у посетителей экстремальные ощущения. Для этого развлекательное оборудование резко развивает скорость и мгновенно останавливается, покачивается во все стороны или трясет что есть силы. Понятно, что в таких условиях надежность аттракционов должна быть стопроцентной. Но как в стране обеспечивается безопасность в зоне развлечений?

В Казахстане полный свод правил установки, постановки на учет и эксплуатации регулируется благодаря действию Технического регламента Евразийского экономического союза “О безопасности аттракционов” (038/2016). Сокращенно – ТР ТС 038/2016. Он вступил в силу в 2018 году.

Технический регламент простыми словами – это документ, который устанавливает обязательные требования к определенному виду продукции на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В частности, ТР ТС 038/2016 установлено, что законодательством государств – членов союза регулируются возможность и условия эксплуатации аттракционов, регистрация перед их вводом, государственный контроль за соблюдением всех требований.

Все вопросы по безопасности на действующие аттракционы должны были быть регламентированы национальным законодательством государств – членов союза. Но в Казахстане действующих национальных стандартов не было вообще.

Поэтому в 2019 году разработали документ “Безопасность аттракционов. Требования безопасности при вводе в эксплуатацию и эксплуатации аттракционов” (СТ РК 3359-2019).

Новый стандарт определил требования к аттракционам с учетом местной специфики. К примеру, были уточнены зоны ответственности участников, перечень их обязанностей, порядок эксплуатации аттракционов, методы крепления батутов, длина анкеров и т. д.

Однако если к техрегламенту у руководителей парков вопросов не возникает, то некоторые пункты Национального стандарта нуждаются в пересмотре.

Руководитель одного из развлекательных парков страны на условиях анонимности отметил, что о несовершенствах в действующем Нацстандарте предприниматели говорят давно, но существенных подвижек не произошло.

Наш Национальный стандарт скопирован с российского документа. А в России уже убедились, что нужны изменения, и сейчас работают над новой редакцией. К примеру, в Национальном стандарте есть требование соблюдать расстояние в 150 м между надувными батутами. А какой в этом смысл? Откуда взята эта цифра, что случится, если батуты разместят ближе? Кроме этого, они должны быть закреплены далеко от деревьев, в то время как батуты наоборот стараются размещать в тени. Если беспокоятся о ветровой нагрузке, то в парках имеются приборы для измерения силы ветра. Если сила ветра выше 10 м/с, батуты закрываются. Стандарты нужны. Но они должны быть рабочими, – отметил он.

Директор управляющей компании центрального парка Нур-Султана Гайни Хасенов, наоборот, считает, что сейчас “дикий рынок” небезопасных аттракционов практически ушел в небытие.

Никто не хочет трагедий на своей территории. Содержать аттракционы – это огромная ответственность. В нашем центральном парке не было ЧП. Но для этого у нас трудится большая команда, которая регулярно проводит осмотр оборудования. Самому новому аттракциону на нашей территории – два года, самому старому – итальянскому аттракциону –  девять лет. При правильной эксплуатации и техническом обслуживании срок службы оборудования до 20 лет и выше. Но если относиться к аттракционам как к сезонному заработку, то даже самый лучший не протянет и двух лет, – рассказал собеседник.

По его словам, для того чтобы содержать развлекательный парк, нужны знания о работе десятков видов аттракционов, их особенностях эксплуатации в условиях резко-континентального климата, сроках службы, электропитании и т. д. Поэтому хорошие механики – на вес золота. Без них любой владелец развлекательного парка становится потенциальным преступником.

Так как достойных механиков мало, для обмена опытом местные предприниматели предпочитают приглашать российских коллег.

Кроме собственного штата работников, аттракционы на безопасность и соответствие требованиям должны проверять и сторонние аккредитованные организации. Ежегодно столичный центральный парк заключает договор с компанией, которая проверяет конструкции от и до. То есть это качество и состояние металла, креплений, способа креплений, электропроводки и т. д.

Отметим, что безопасность на аттракционах не заканчивается только на регулярной проверке оборудования. Сами посетители зачастую становятся виновниками ЧП, считает Гайни Хасенов.

У нас в День защиты детей аттракционы для детей бесплатны. Царит давка. Родители малышей спешат опередить друг друга и закидывают детей за ограждение к этим паровозикам. Или просят пропустить ребенка на аттракцион, который ему не подходит по росту. Хотя правила написаны "кровью”, но они убеждают, что ничего страшного не случится, и дети крепко держатся, – сетует руководитель.

Вспомнил он и случай, когда в парке "Арай" (ныне "Жетiсу") мама толкнула ребенка под движущийся паровозик. К счастью, трагедии не произошло. Но родительница требовала денежную компенсацию. Но камеры видеонаблюдения показали умысел. И дело закрыли.

В то же время, по данным Казстандарта, к ЧП чаще всего приводит неисполнение правил поведения во время досуга либо то, что владельцы эксплуатируют свои аттракционы в неисправном состоянии. Пример тому – падение кресел карусели с пассажирами.

Хотя, казалось бы, есть действующий стандарт, который не позволяет своевольно установить аттракцион и начать на нем зарабатывать. Чтобы прийти в парк, оборудовать ту же цепочную карусель и получать за это доход, предприниматель должен исполнить следующие требования:

– получить отвод земельного участка, заключить договор аренды;

– разработать проектную документацию;

– провести экспертизу проектной документации;

– согласовать документы для подключения к источникам электрической энергии;

– выполнить строительно-монтажные работы;

– получить акт приемки строительного объекта в эксплуатацию;

– провести монтаж технологического оборудования карусели с оформлением актов выполненных работ;

поставить аттракцион на учет в местном исполнительном органе перед вводом в эксплуатацию и разработать правила пользования аттракционом для посетителей;

– пригласить должностное лицо местного исполнительного органа в соответствии с требованиями нацстандарта для участия в проведении технических освидетельствований, в работе комиссии по приемке аттракциона и подписать акт приемки аттракциона в эксплуатацию или запретить его эксплуатацию, если комиссией выявлены несоответствия аттракциона и т. д.

На этом сотрудничество предпринимателя и местных исполнительных органов не заканчивается. По Закону РК “О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан” акимат обеспечивает соблюдение национальных стандартов, контролирует эксплуатацию не только аттракционов, но и оборудования для детских игровых площадок.

Общее руководство и ответственность за состояние безопасности аттракционов несет владелец или руководитель организации, независимо от формы собственности. При сдаче развлекательного оборудования в аренду она возлагается уже на арендатора.

Как отметили в Казстандарте, аттракционы на исправность должны проверяться перед вводом в эксплуатацию и не реже одного раза в год. Чтобы эта информация была доступна для посетителей, владелец аттракциона размещает сведения о получении допуска к эксплуатации с указанием срока действия и организации, которая дала разрешение на работу, ее адреса, и телефоны на информационном стенде перед входом.

Изобилие красочных аттракционов приковывает внимание не только детей, но и взрослых. Поэтому нередко и те, и другие становятся жертвами небезопасного досуга, так как, судя по внешнему виду некоторых каруселей и горок, они эксплуатируются десятки лет. Действующие стандарты худо-бедно обеспечивают безопасность. Но столпотворение, тяга к экстриму, музыка вокруг – смертоносное сочетание, которое приводит к потере концентрации и внимания. В веселом кураже люди могут не задумываться, когда этот аттракцион прошел проверку и насколько он надежен. Чтобы веселье не закончилось трагедией, остается надеяться только на собственный инстинкт самосохранения, а не на чувство ответственности владельцев и арендаторов. 

Новости партнеров
×