Сохранение водного потенциала – стратегическая задача
Интервью мажилисмена Павла Казанцева.
Депутаты Мажилиса на пленарном заседании Палаты на минувшей неделе одобрили в первом чтении проект Водного кодекса Казахстана. Нормы документа направлены на обеспечение приоритетности охраны водных ресурсов для сохранения водного потенциала страны и рационального использования водных ресурсов. Его разработка стала важным и востребованным шагом в реформировании системы управления водными ресурсами. Об актуальности и особенностях данного документа, а также задачах, которые он призван решить, корреспонденту газеты «LITER» рассказал депутат Мажилиса Парламента, член фракции партии AMANAT Павел Казанцев, возглавляющий рабочую группу по законопроекту.
– Павел Олегович, почему данному законопроекту придается столь важное значение? И зачем потребовался новый Водный кодекс, ведь у нас уже есть действующий, к тому же относительно недавно в него были внесены изменения и дополнения?
– Вода имеет исключительное, решающее значение для устойчивого развития страны, включая социально-экономическое развитие и поддержание здоровой экосистемы. Сегодня это ценнейший во всем мире ресурс, не менее важный, чем полезные ископаемые. Потребность в воде в Казахстане, как и в любой другой, динамично развивающейся стране, растет с каждым годом. Между тем беспрецедентные весенние паводки в этом году, как и засуха минувшего года, обнажили существенные проблемы в управлении водными ресурсами. Потребовались серьезная корректировка и совершенствование, казалось бы, уже налаженной системной работы.
В настоящее время вопросы развития водной сферы находятся в центре внимания не только руководства страны, но и депутатского корпуса. На пленарном заседании Мажилиса 27 ноября первое чтение прошли проект Водного кодекса и сопутствующие ему поправки по вопросам охраны и использования водных ресурсов, разработанные в соответствии с поручением Главы государства по совершенствованию водного законодательства с учетом изменения климата и политики соседних государств.
Рабочей группой в процессе работы над проектом был проработан ряд вопросов, предусматривающих регламентацию правил по предоставлению водохозяйственных сооружений в аренду или доверительное управление, широкое участие общественности в управлении, усиление контрольных и надзорных функций, вовлечение в оборот альтернативных источников воды и других.
Водный кодекс Республики Казахстан является очень важным, фактически основным нормативно-правовым актом, регулирующим использование, охрану и восстановление водных ресурсов. Этот документ определяет базовые направления и основные правила в сфере водохозяйственной деятельности. Чтобы вы знали, кодексы занимают одну из высших ступеней в законодательной системе, и уже от них, от установленных ими правил по зонтичной системе расходятся смежные законы и правила.
Что касается изменений и дополнений, внесенных на законодательной основе в Водный кодекс Республики Казахстан 25 января 2021 года, они относились к вопросам разграничения полномочий между местными представительными, центральными и местными исполнительными органами по субсидированию питьевого водоснабжения. То есть носили локальный характер и затронули лишь один актуальный на тот момент аспект из широчайшего спектра вопросов, которые охватывает данная сфера.
– В чем особенности нового Водного кодекса, его основные отличия от действующего?
– Основные положения кодекса отражают траекторию предстоящего реформирования системы управления водными ресурсами. Прежде всего предусматривается приоритетность охраны водных ресурсов для сохранения водного потенциала страны и рационального использования водных ресурсов. Здесь, обратите внимание, сместился акцент – от экономической потребности к охране водных ресурсов. И в этом одно из принципиальных отличий нового кодекса от действующего. Вводится понятие «экологический сток» – это объем воды, который должен оставаться в водных объектах для их сохранения, предотвращения истощения водных объектов. Он определяет, сколько воды мы можем взять из этого водоема для решения хозяйственных вопросов, не нарушая его естественно-природное состояние.
Нормы проекта нового кодекса направлены также на формирование и развитие политики водосбережения в свете прогнозируемого в перспективе дефицита водных ресурсов, в том числе путем внедрения наилучших имеющихся технологий, обеспечение государственного учета поверхностных и подземных водных ресурсов, регулирование вопросов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов. Это очень важные аспекты как в плане экологии, так и водопотребления населением. Пересмотрен механизм определения лимитов водопользования, который будет рассчитываться в пределах объема воды, оставшегося после определения экологического стока. В частности, устанавливаются перспективные (на 10 лет для госпланирования) и оперативные (ежегодно с учетом прогноза водности текущего года) лимиты. Хотел бы также обратить внимание на обострившуюся проблему сохранения подземных источников воды, которые выполняют важную роль в водоснабжении населения, но при этом подвержены рискам серьезных загрязнений из-за отсутствия ответственности хозяйствующих субъектов за загрязнение. Нынешний кодекс никак не решает эту проблему.
Предусматривается формирование Государственного водного кадастра. Это необходимо для обеспечения качественного анализа и прогноза водообеспечения отраслей экономики. Водный кадастр будет использоваться при проектировании водохозяйственных и гидротехнических сооружений; планировании водоохранных и водохозяйственных мероприятий, инвестиционной деятельности; определении экологического стока и лимитов водопользования; разработке водохозяйственных балансов, Генерального и бассейновых планов; планировании государственного контроля.
Актуальным является введение такой нормы, как обязательное проведение многофакторного обследования для потенциально опасных гидротехнических сооружений. Вы же помните, какие беды причиняли близлежащим селам и сельскохозяйственным угодьям разрушения и аварии на плотинах и других гидротехнических сооружениях по вине нерадивых хозяев. Теперь же предусматриваются обязательства их собственников по регулярному (каждые 5 лет) проведению многофакторных обследований, на основании которых они обязаны оформлять декларацию безопасности. Более того, появилась возможность введения временного управления гидротехническими сооружениями в случае обнаружения фактов их неудовлетворительного технического состояния и непринятия мер по их безопасной эксплуатации. Эти меры должны кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию, максимально предотвратить риски.
Будут систематизированы вопросы установления водоохранных зон и полос, минимальные размеры которых определены на уровне закона. К сожалению, сегодня здесь имеется масса нарушений, прежде всего из-за бесконтрольности в установлении границ. Пора, наконец, навести порядок в этом вопросе.
Среди новшеств – переход к повторному и (или) оборотному водоснабжению в отраслях экономики. Об этой проблеме много говорилось, в частности, на примере автомоек, подавляющее большинство которых использовали и до сих пор используют чистую питьевую воду. Я как-то уже говорил и хочу сейчас повторить, в Астане насчитывается примерно 240 автомоек, и только 47 из них имеют оборотное водоснабжение. Между тем эта вода преодолела по трубам десятки, а то и сотни километров, а потом еще и прошла сложный и дорогой цикл обработки и очистки. И ведь этой драгоценной водой пользуются не только автомойки, для многих видов бизнеса является привычным делом использовать ее, причем самым нерациональным образом. Как можно этой драгоценной влагой, в которую вложено столько сил и средств, мыть машины или поливать огород, использовать ее для производственных нужд?!
Порой доходит до совершеннейшего абсурда, когда жильцы нижних этажей многоэтажек из шлангов поливают цветы и деревья перед домом, а их соседи, живущие на верхних этажах, в это время не могут набрать воды, чтобы приготовить еду. И это уже не говоря о том, что у нас еще есть населенные пункты, где питьевая вода является большим дефицитом.
Поэтому установка оборотного водоснабжения для бизнеса – это необходимость, пусть и затратная. Большую разъяснительную работу надо проводить с населением, чтобы научить людей бережно относиться к воде. Так живет весь цивилизованный мир, и нам тоже надо этому учиться.
Как известно, в любом деле важен действенный контроль. Поэтому уполномоченный орган наделен функциями надзора для оперативного реагирования на факты правонарушений. При этом контроль за соблюдением требований водного законодательства в части незаконного водопользования, наличия приборов учета вод, разрешительных документов на осуществление хозяйственной деятельности на землях водного фонда выведены за рамки Предпринимательского кодекса. Это позволит более оперативно реагировать на факты правонарушений. Данная норма приобретает особую значимость в связи с тем, что теперь уполномоченным органом является Министерство водных ресурсов и ирригации, созданное решением Президента. Новое ведомство активно включилось в решение множества накопившихся проблем. Но для того, чтобы усилия министерства были достаточно эффективными, необходимо усовершенствовать соответствующую законодательную базу, в том числе придать ему надзорно-контрольные функции, чем мы, собственно, и занимаемся. То есть мы наделяем его реальными широкими полномочиями, обеспечиваем необходимым инструментарием, финансами, которые позволяют охватить весь широкий спектр возложенных на него задач. И теперь вправе требовать ответственного отношения к своим функциональным обязанностям, сполна спрашивать за их исполнение.
– Одной из главных тем этого года стали разрушительные паводки. Можно ли научиться управлять ими? И сможет ли в этом помочь новый кодекс?
– Серьезный урок преподнесли нам в этом году масштабные паводки. Впрочем, при всех очевидных тяжелых последствиях они отчетливо показали, что большая вода может не только разрушать, но и созидать. Последнее, конечно же, возможно только в том случае, если разумно управлять этой стихией, приручить ее. И такие попытки были предприняты, пусть несколько запоздалые и неуклюжие, но главное – начать, не менее важно также осознать такую необходимость и свои возможности. Поэтому еще одной нормой кодекса стало аккумулирование и использование альтернативных источников воды (талые, паводковые, очищенные сточные воды).
Мы обязаны научиться управлять паводками, другого пути просто не дано. Чтобы правильно распорядиться созидательным потенциалом паводковых вод, планируется использовать комплексное управление паводковыми вопросами. В частности, предусмотрены меры по строительству новых и укреплению имеющихся гидротехнических сооружений, дамб с тем, чтобы «ловить» паводковую воду. В кодексе закладываются законодательные нормы, принуждающие и стимулирующие восстановление старых и строительство новых плотин, водохранилищ, проведение дноуглубительных работ, создание обводных каналов вокруг населенных пунктов, имеющих риски подтопления. Здесь не случайно употреблено слово «принуждающие». Многих акимов надо элементарно заставить готовиться к паводкам. Но при этом и подсказывать, что и как надо для этого делать, помогать. А министерство должно на системной основе контролировать. Кстати, есть акимы областей, которые достойно справились с этим вызовом, и они могут поделиться своим опытом с коллегами. Принципиально важно, что прописывается алгоритм действий государственных органов по предупреждению вредного воздействия вод. Так, к основным мероприятиям по предупреждению вредного воздействия вод отнесены проведение санации поверхностных водных объектов; создание инженерных систем защиты; облесение пойменных участков поверхностных водных объектов.
– Модернизация водной отрасли, как, впрочем, и других, невозможна без цифровизации. Что делается в этом направлении?
– В мировой практике цифровизация уже давно является неотъемлемой частью процесса управления водной сферой, эти технологии оказывают существенную помощь в рациональном использовании воды. Кодексом предусмотрено создание Национальной информационной системы водных ресурсов, которая будет способствовать координации деятельности государственных органов, принятию обоснованных стратегических и оперативных решений, осуществлению международного сотрудничества и информационному обеспечению деятельности водопользователей. Будут осуществлены цифровизация и модернизация водохозяйственных объектов, что включает автоматизацию учета воды, оцифровку более 3 500 километров каналов и строительство новых водохранилищ. Предусмотрен также ряд других шагов.
– В решении вопросов управления водными ресурсами, особенно в плане водообеспечения, мы сильно зависим от соседей. Как будет решаться эта проблема?
– Надо учитывать, что у нас основной объем водных ресурсов составляют поверхностные воды – реки, озера и так далее. В среднем это 106 кубических километров в год. При этом 40% нашего водобаланса формируются на территориях других стран, за счет притока трансграничных рек из Китая, Узбекистана, Кыргызстана и России. Вполне логично, что они в первую очередь стараются покрыть собственные потребности в воде. Поэтому нередки случаи, когда мы недополучаем значительные ее объемы, даже несмотря на имеющиеся договоренности, что создает проблемы прежде всего для сельского хозяйства. Это принципиально важный вопрос, который нельзя было не отразить в Водном кодексе. Его актуализация, конечно же, задаст нужный тон и окажет свое влияние на последующие законодательные и практические шаги.
В то же время здесь имеются заметно выраженные позитивные тенденции, которые нам надо укреплять и развивать. И это прежде всего налаженное действенное сотрудничество с нашими географическими соседями, взаимопонимание, наличие реально работающих договоров. И тому есть убедительные примеры. Причем некоторые из них привела в своем интервью службе новостей ООН на минувшей неделе секретарь Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер Соня Коппель. Примером успешного трансграничного сотрудничества она назвала улучшение ситуации с Аральским морем благодаря совместным усилиям стран Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Другой пример, приведенный представителем ООН, – река Талас, протекающая через Кыргызстан и Казахстан. Ранее, по ее словам, между странами были разногласия, но при поддержке ООН было разработано трансграничное соглашение и создана комиссия для совместного управления водными ресурсами. Реализация совместных мер, считает она, включая восстановление экосистем и повышение осведомленности местного населения, помогла укрепить региональное сотрудничество и минимизировать последствия климатических изменений.
Безусловно, новый Водный кодекс вобрал в себя и имеющиеся наработки, в том числе достигнутые в ходе реализации Концепции развития системы управления водными ресурсами на 2024–2030 годы и Комплексного плана развития водного хозяйства РК на этот же период. В то же время документ разработан главным образом как ответ на новые вызовы, а его ключевые направления нацелены на решение кардинальных вопросов охраны, рационального использования и восстановления водных ресурсов Казахстана, то есть на сохранение стратегического водно-ресурсного потенциала.
Беседовал Нургали АБИЛЬДАЕВ