Заключенные в экраны: как цифровой аутизм влияет на детей в Казахстане
На что родителям стоит обратить пристальное внимание.
В мире, где даже дети еще в подгузниках смотрят мультики на смартфоне, мы сталкиваемся с новым вызовом: цифровым аутизмом. Что это? Действительно ли смартфоны виновны в том, что дети меньше разговаривают и хуже устанавливают контакт со своим окружением? Мы разобрались в проблеме с помощью казахстанского детского психолога Айсулу Калиевой. Подробнее на Liter.kz.
Что такое цифровой аутизм?
Цифровой аутизм — это не диагноз, а скорее социо-психологическое явление, рассказывает Айсулу Калиева. По ее словам, термин часто используют, чтобы описать состояние, в котором дети испытывают трудности в общении, несмотря на отсутствие неврологических патологий.
По мнению эксперта, это состояние непосредственно связано с чрезмерным использованием цифровых устройств. У детей наблюдаются симптомы, схожие с расстройствами аутистического спектра: они меньше интересуются людьми вокруг, инициируют диалоги реже и проявляют больше эмоциональной раздражительности.
Причины и факторы риска
“Виновно не только само наличие гаджета, а и подход к воспитанию. Многие родители используют экраны как способ занять детей на часы. Такой подход неизбежно сказывается на эмоциональном состоянии и умении ребенка вступать в живое взаимодействие”, — утверждает психолог.
Среди факторов риска цифрового аутизма Айсулу Калиева выделяет:
-
Раннее введение гаджетов в повседневную жизнь ребенка (до 2–3 лет).
-
Отсутствие активной вовлеченности родителей в жизнь ребенка.
-
Постоянное использование цифровых устройств как “няни”.
Симптомы цифрового аутизма включают:
-
Задержку речевого развития.
-
Неспособность установить зрительный контакт.
-
Сниженную эмоциональную реакцию.
-
Предпочтение игр с гаджетами вместо взаимодействия со сверстниками.
-
Сложности в обучении и восприятии новой информации.
“Родители часто приходят ко мне с жалобами, что ребенок “в своем мире”. Но когда начинаешь разбираться, оказывается, что ребенок проводит по 4–6 часов в день с планшетом или телефоном. Какой же тогда мир для него главный?” – делится Калиева.
Влияние на мозг и развитие
Многочисленные исследования подтверждают: постоянное использование экранов влияет на мозг. У детей раннего возраста, которые проводят много времени с гаджетами, снижается активность областей, отвечающих за развитие речи, концентрацию и социальные навыки.
“Когда ребенок смотрит в экран, его мозг получает огромное количество визуальных стимулов. Но эти стимулы не требуют обратной связи. В живом общении ребенок учится интерпретировать эмоции, понимать интонацию, отвечать. С экраном этого не происходит”, — объясняет Калиева.
Дополнительные риски цифрового влияния
Айсулу Калиева подчеркивает, что воздействие цифровой среды выходит за рамки коммуникации: дети, привыкшие к гаджетам, теряют навыки самостоятельной игры и концентрации. Они постоянно ждут мгновенной награды — яркой картинки или звука. Это мешает развивать терпение и усидчивость, которые важны в обучении.
Также психолог указывает на проблему зависимости: цифровые устройства формируют у детей схожие с аддикцией состояния. Им становится сложно отказаться от экрана, они проявляют раздражительность, если гаджет отнимают. Это тревожный сигнал для родителей.
Как предотвратить цифровой аутизм?
-
Установите лимиты времени для гаджетов.
”Дети до двух лет вообще не должны пользоваться цифровыми устройствами. А для детей старшего возраста — не более 1–2 часов в день”, – подчеркивает психолог.
- Замените гаджеты живым взаимодействием. Читайте книги, играйте в настольные игры, ходите на прогулки. Эти простые вещи помогают ребенку развивать воображение и социальные навыки.
- Будьте примером. Родители сами должны уменьшить время, проведенное за экраном. Если мама или папа постоянно в телефоне, ребенок копирует это поведение.
- Развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Учите ребенка выражать свои эмоции, говорить о том, что его волнует, и понимать чувства других.
- Обеспечьте полноценное общение. Общение с родителями, родственниками и сверстниками не заменит никакой экран.
Что делать, если цифровой аутизм уже проявился?
Калиева советует не паниковать, а действовать осознанно.
“Если вы заметили, что ребенок стал меньше общаться или слишком зависим от гаджетов, начните с изменения семейных привычек. Уберите устройство из зоны легкой досягаемости, вводите новые виды активности и постепенно увеличивайте их продолжительность”, – советует она.
Одной из важных рекомендаций является введение “технологического детокса” — времени, когда вся семья откладывает телефоны и планшеты. Это может быть вечер или выходные. Главное — показать ребенку, что мир без экрана тоже интересен и насыщен.
Когда обращаться за помощью?
Если у вашего ребенка проявляются вышеописанные симптомы, важно вовремя обратиться к специалисту.
“Не стоит ждать, что ребенок “вырастет и все пройдет. Ранняя диагностика и коррекция могут значительно улучшить ситуацию”, — говорит Калиева.
Современный мир полон соблазнов, но важно помнить, что детство — это время живого общения и исследования мира. Так, по мнению специалиста, технологии — это инструмент, а не замена человеческим отношениям. Именно мы, взрослые, несем ответственность за то, каким будет мир наших детей.
Дополнительное внимание следует уделить созданию физической и эмоционально комфортной среды для ребенка. Чем больше дети заняты творчеством, спортом или познавательными занятиями, тем меньше потребность в экранах. Задача родителей — создать пространство, где ребенок чувствует себя нужным, любимым и интересующим окружающих.