Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 524.75  540.6  5.12

Заключенные в экраны: как цифровой аутизм влияет на детей в Казахстане

На что родителям стоит обратить пристальное внимание.

09.01.2025, 17:16
Заключенные в экраны: как цифровой аутизм влияет на детей в Казахстане
Фотоколлаж Liter.kz

В мире, где даже дети еще в подгузниках смотрят мультики на смартфоне, мы сталкиваемся с новым вызовом: цифровым аутизмом. Что это? Действительно ли смартфоны виновны в том, что дети меньше разговаривают и хуже устанавливают контакт со своим окружением? Мы разобрались в проблеме с помощью казахстанского детского психолога Айсулу Калиевой. Подробнее на Liter.kz.

Что такое цифровой аутизм?

Цифровой аутизм — это не диагноз, а скорее социо-психологическое явление, рассказывает Айсулу Калиева. По ее словам, термин часто используют, чтобы описать состояние, в котором дети испытывают трудности в общении, несмотря на отсутствие неврологических патологий.

По мнению эксперта, это состояние непосредственно связано с чрезмерным использованием цифровых устройств. У детей наблюдаются симптомы, схожие с расстройствами аутистического спектра: они меньше интересуются людьми вокруг, инициируют диалоги реже и проявляют больше эмоциональной раздражительности.

Причины и факторы риска

“Виновно не только само наличие гаджета, а и подход к воспитанию. Многие родители используют экраны как способ занять детей на часы. Такой подход неизбежно сказывается на эмоциональном состоянии и умении ребенка вступать в живое взаимодействие”, — утверждает психолог.

Среди факторов риска цифрового аутизма Айсулу Калиева выделяет:

  • Раннее введение гаджетов в повседневную жизнь ребенка (до 2–3 лет).

  • Отсутствие активной вовлеченности родителей в жизнь ребенка.

  • Постоянное использование цифровых устройств как “няни”.

Симптомы цифрового аутизма включают:

  • Задержку речевого развития.

  • Неспособность установить зрительный контакт.

  • Сниженную эмоциональную реакцию.

  • Предпочтение игр с гаджетами вместо взаимодействия со сверстниками.

  • Сложности в обучении и восприятии новой информации.

“Родители часто приходят ко мне с жалобами, что ребенок “в своем мире”. Но когда начинаешь разбираться, оказывается, что ребенок проводит по 4–6 часов в день с планшетом или телефоном. Какой же тогда мир для него главный?” – делится Калиева.

Влияние на мозг и развитие

Многочисленные исследования подтверждают: постоянное использование экранов влияет на мозг. У детей раннего возраста, которые проводят много времени с гаджетами, снижается активность областей, отвечающих за развитие речи, концентрацию и социальные навыки.

“Когда ребенок смотрит в экран, его мозг получает огромное количество визуальных стимулов. Но эти стимулы не требуют обратной связи. В живом общении ребенок учится интерпретировать эмоции, понимать интонацию, отвечать. С экраном этого не происходит”, — объясняет Калиева.

Дополнительные риски цифрового влияния

Айсулу Калиева подчеркивает, что воздействие цифровой среды выходит за рамки коммуникации: дети, привыкшие к гаджетам, теряют навыки самостоятельной игры и концентрации. Они постоянно ждут мгновенной награды — яркой картинки или звука. Это мешает развивать терпение и усидчивость, которые важны в обучении.

Также психолог указывает на проблему зависимости: цифровые устройства формируют у детей схожие с аддикцией состояния. Им становится сложно отказаться от экрана, они проявляют раздражительность, если гаджет отнимают. Это тревожный сигнал для родителей.

Как предотвратить цифровой аутизм?

  1. Установите лимиты времени для гаджетов. 

”Дети до двух лет вообще не должны пользоваться цифровыми устройствами. А для детей старшего возраста — не более 1–2 часов в день”, – подчеркивает психолог.

  1. Замените гаджеты живым взаимодействием. Читайте книги, играйте в настольные игры, ходите на прогулки. Эти простые вещи помогают ребенку развивать воображение и социальные навыки.
  2. Будьте примером. Родители сами должны уменьшить время, проведенное за экраном. Если мама или папа постоянно в телефоне, ребенок копирует это поведение.
  3. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Учите ребенка выражать свои эмоции, говорить о том, что его волнует, и понимать чувства других.
  4. Обеспечьте полноценное общение. Общение с родителями, родственниками и сверстниками не заменит никакой экран.

Что делать, если цифровой аутизм уже проявился?

Калиева советует не паниковать, а действовать осознанно.

“Если вы заметили, что ребенок стал меньше общаться или слишком зависим от гаджетов, начните с изменения семейных привычек. Уберите устройство из зоны легкой досягаемости, вводите новые виды активности и постепенно увеличивайте их продолжительность”, – советует она.

Одной из важных рекомендаций является введение “технологического детокса” — времени, когда вся семья откладывает телефоны и планшеты. Это может быть вечер или выходные. Главное — показать ребенку, что мир без экрана тоже интересен и насыщен.

Когда обращаться за помощью?

Если у вашего ребенка проявляются вышеописанные симптомы, важно вовремя обратиться к специалисту.

“Не стоит ждать, что ребенок “вырастет и все пройдет. Ранняя диагностика и коррекция могут значительно улучшить ситуацию”, — говорит Калиева.

Современный мир полон соблазнов, но важно помнить, что детство — это время живого общения и исследования мира. Так, по мнению специалиста, технологии — это инструмент, а не замена человеческим отношениям. Именно мы, взрослые, несем ответственность за то, каким будет мир наших детей.

Дополнительное внимание следует уделить созданию физической и эмоционально комфортной среды для ребенка. Чем больше дети заняты творчеством, спортом или познавательными занятиями, тем меньше потребность в экранах. Задача родителей — создать пространство, где ребенок чувствует себя нужным, любимым и интересующим окружающих.

Новости партнеров
×