Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Поддержка президента имеет важное значение для бизнеса — Рустам Журсунов

16.10.2023, 12:33
Поддержка президента имеет важное значение для бизнеса — Рустам Журсунов
Фото из личного архива Рустама Журсунова

В Казахстане открывается новая эпоха для предпринимателей, подталкивая к дальнейшему успеху и развитию бизнеса. Руководство страны активно работает над улучшением инвестиционного климата и совершенствованием системы налогообложения. Но что действительно выделяется, так это амбициозные шаги по декриминализации экономических преступлений. Это означает, что честные предприниматели теперь могут работать в более благоприятной и безопасной среде. Об этом и многом другом в интервью газете "Литер" рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

"Необходимы новые подходы к развитию МСП" 

— Рустам Манарбекович, на встрече с представителями бизнес-сообщества страны Глава государства сказал, что 80% всех налогов в стране уплачивают всего около 260 компаний. Озвучьте, пожалуйста, цифры малого, среднего, крупного предпринимательства? Насколько развита предпринимательская деятельность в Казахстане? Со стороны кажется, что сейчас очень много бизнесменов, но на самом ли деле это так? 

— По данным Бюро национальной статистики Агентств РК по стратегическому планированию и реформам, на 1 сентября 2023 года количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в стране достигло 2 230 441 единицы, включая 2 027 939 действующих предприятий. Сравнивая данные прошлого года, можно отметить рост количества действующих субъектов МСП на 19% к 1 сентября 2023 года. Всего субъектов малого и среднего предпринимательства, частных предпринимателей составили 67,7%, юридических лиц малого предпринимательства — 20,5%, крестьянских или фермерских хозяйств — 11,7%, юридических лиц среднего предпринимательства — всего 0,1%.

По видам экономической деятельности наибольшая доля зарегистрированных субъектов легкой промышленности и среднего предпринимательства приходится на следующие отрасли: "Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов" — 36%, "Предоставление всех видов услуг" — 15,5% и "Сельское, лесное и рыбное хозяйство" — 14,2%.

За последние десять лет (с 2012 по 2022 год) сохраняется стабильный рост числа зарегистрированных юридических лиц в среднем на 5%. Их количество увеличилось с 317 926 до 507 238, что составляет прирост в 189 312 единиц, или 59,5%. Важно отметить, что основной рост происходит благодаря малым юридическим лицам, количество которых увеличивается каждый год в среднем на 4,9%. В отличие от них, динамика средних и крупных физических лиц имеет гибкий характер, наблюдалось незначительное снижение количества таких предприятий на 1,3%, 1,4% и 3,1% соответственно.

Хочу отметить, что государственная поддержка и механизмы стимулирования в основном заточены под малый бизнес. Мораторий на проверки действует только в отношении субъектов малого и микропредпринимательства. Освобождение от налогов на доходы также распространялось на малый бизнес. Как только предприятие подрастает, сразу лишается почти всех налоговых льгот и преференций. Поэтому им невыгодно расти.
Поскольку текущий уровень налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в Казахстане достаточно низок, дальнейшее ее снижение для всех субъектов МСП едва ли позволит достичь значимого эффекта. Вместе с тем для компаний в стадии быстрого роста целесообразно предусмотреть специальный механизм налогового стимулирования — приростную налоговую льготу, размер которой рассчитывается пропорционально средней величине прироста выручки за несколько лет.

Конечно, доля в ВВП МСБ значительно выросло за последние 15 лет. По состоянию на 1 апреля 2023 года, в разбивке на категории субъектов 30,0% составляет доля малого предпринимательства и 6,5% — доля среднего предпринимательства (в 2022 году — 35,7%, в 2021 году — 33,5%). 

Пора, наконец, обеспокоиться и отсутствием значимого слоя быстрорастущих малых и средних фирм (0,6%). По доле быстрорастущих компаний Казахстан отстает минимум в 3–5 раз от развитых стран. Высока доля пассивных фирм (55%), не ведущих ни инвестиционную, ни инновационную деятельность. Отечественный малый и средний бизнес отличается низкой выживаемостью, он очень "хрупкий". Средний возраст малых фирм и средних фирм — 11,2 и 15,3 года соответственно — в полтора раза ниже, чем в других постсоветских странах.

Порог для НДС в большей мере способствует дроблению компаний и новый СНР "Розничный налог" должен будет решить эту проблему. 
Наш бизнес ориентирован на внутренний рынок, интенсивность его экспортной деятельности низка. В малом и среднем бизнесе только порядка 6% прямых и 4% косвенных экспортеров. Если Правительство не примет необходимых мер, то предприятий среднего бизнеса может стать еще меньше.

Поэтому в государственной политике развития МСБ необходимо сделать приоритет на новое качество и структуру бизнеса со ставкой на среднее предпринимательство, потому что средние компании настроены на рост и поддержание прибыльности, при этом они создают спрос на рабочие места для квалифицированных и высококвалифицированных сотрудников.

— Глава государства в своем Послании подчеркнул определенные недоработки и перегибы в работе государственных органов и подчеркнул необходимость дальнейшей декриминализации экономических преступлений. Какие конкретные шаги планируются в рамках декриминализации экономических преступлений, и как они помогут улучшить предпринимательский климат в стране?

— В этом направлении уже проведена значительная работа. На текущий момент была осуществлена гуманизация 32 видов экономических составов уголовных правонарушений, а также внесены изменения в 28 статей Уголовного кодекса для введения альтернативных видов уголовных наказаний.

Кроме того, было установлено запрещение применения ареста к предпринимательской сфере в случае 29 экономических правонарушений, а также при полном возмещении ущерба по 10 составам Уголовного кодекса прекращено уголовное преследование.

В рамках предложений, выдвигаемых Национальной палатой, акцент делается на минимизации вовлечения честных предпринимателей в сферу уголовного преследования, расширении применения альтернативных мер пресечения и возможности назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, при условии полного возмещения ущерба.
НПП разработаны поправки к Уголовному кодексу и Уголовно-процессуальному кодексу, направленные на защиту прав предпринимателей. Эти поправки включены в законопроект, который находится на рассмотрении в Парламенте. 

Одним из важных изменений является исключение необоснованных регистраций уголовных дел. Это достигается путем запрета регистрации заявлений и сообщений в ЕРДР, когда имеются налоговые или гражданско-правовые споры, а также нарушения в сфере налогового законодательства, без предоставления акта налоговой проверки, заключения специалиста и без возможности их досудебного или судебного обжалования.
Изучение судебной практики назначения наказаний в отношении субъектов бизнеса для расширения видов наказаний, не связанных с лишением свободы.
В результате проведенного анализа совместно с НПП "Атамекен" и бизнес-омбудсменом были выработаны поправки в УК и УПК, направленные на защиту прав предпринимателей, которые обсуждены на заседаниях МВРГ при ГП.

Поправки в УК и УПК включены в законопроект.

В частности, предполагается расширить институт кратных штрафов (исчисление от суммы причиненного ущерба, суммы легализованных денег и стоимости легализованного имущества, полученных преступным путем) и ввести его в санкции 6 составов УК (ст. 189 УК — присвоение или растрата вверенного чужого имущества; ст. 190 УК — мошенничество; ст. 234 УК — экономическая контрабанда, ст. 236 УК — уклонение от уплаты таможенных пошлин; ст. 245 УК — уклонение от уплаты налога; ст. 253 УК — коммерческий подкуп).

Также в законопроект включены поправки в статью 161 УПК, направленные на исключение неоднозначного толкования нормы абзаца третьего части 9 статьи 161 УПК, связанной с возможностью распространения ее требований на все содержание настоящей статьи (в т. ч. Части 1), с точки зрения юридической техники предложено выделить в отдельную часть 10.
Поправки поддержаны бизнес-сообществом и находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Верит ли бизнес в будущее? 

— Как Вы считаете, по каким показателям оценивается инвестиционный климат? Какие его стороны нужно улучшать?

— Мы в своей работе ориентируемся на ряд показателей, а именно, это сколько процентов своей чистой прибыли предприниматели реинвестируют в обновление основных средств. 
Если в 2010 году мы говорили о цифре 47%, то, к сожалению, в 2020 году мы говорим о цифре 29%. Что это означает? Для нас этот показатель является своеобразным маркером — верит ли бизнес в будущее или нет? 
Последний анализ делового климата, подготовленный ОЭСР, а также итоги Индекса экономической свободы показывают приоритетность реформ в укреплении государственных институтов, включая верховенство права, эффективность судов и честность Правительства. Принцип верховенства права требует справедливого и беспристрастного применения законов. Судебная система сравнивается с иммунной системой, и ее роль в обеспечении справедливости нельзя недооценивать. 

Бизнесмены поддерживают идею "Справедливого Казахстана" как основу нового общественного договора, призывая к закреплению принципа "справедливости" в правоприменении. Но в настоящее время этот принцип в казахстанском законодательстве недостаточно реализован, что может приводить к несправедливым судебным решениям и недовольству граждан и бизнеса.
Так, в 2022 году из более чем 600 тысяч административных дел было прекращено всего 36,5 тысячи дел, включая 436 дел (0,07%) из-за их малозначительности. Схожая ситуация наблюдается и в отношении назначения более мягкого уголовного наказания. Из 28,200 осужденных лиц в 2022 году лишь 74 (0,2%) получили смягчение наказания. Главной причиной такой низкой статистики является опасение судей принимать более гуманные решения без явной юридической основы.

Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК) — единственный закон, который включает в себя кардинальные новации, такие как презумпция вины госорганов, активная роль суда и принцип "справедливости". Именно благодаря этому институту предприниматели получили надежду на справедливое разрешение споров с госорганами. В рамках АППК сегодня 64% решений выносятся в пользу граждан и предпринимателей.

Однако госорганы не извлекают никаких уроков из этой статистики и не улучшают свои методы работы. Скорее, наоборот, существует убеждение, что административная юстиция временна и скоро будет отменена, что недопустимо. Напротив, необходимо укрепить статус административной юстиции, расширить ее сферу применения и выделить дополнительные ресурсы, как материальные, так и кадровые, для ее поддержки.
Еще один важный аспект касается работы правоохранительных органов. В Казахстане существует 8 900 средних и крупных предприятий, из которых только 3 730, или 42% (1 111 крупных и 2 620 средних), не имеют государственного участия. При этом всего 1 670 компаний обеспечивают около 90% налоговых поступлений в бюджет.

В условиях временного моратория на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ), все эти предприятия стали основными объектами внимания многочисленных правоохранительных и проверяющих органов.
После встречи Главы государства с представителями бизнеса в мае прошлого года в этом вопросе был достигнут определенный прогресс.
Поэтому поддержка Президента страны имеет важное значение для бизнеса. Надеюсь, что после недавней встречи работа в этом направлении станет более активной.

— Как будет реализована, по-вашему, инициатива Президента закрепить сопровождение со стороны сотрудников надзорного органа за каждым значимым инвестиционным проектом?

— Для выполнения данного поручения было создано специальное Управление по поддержке инвестиций в Генеральной прокуратуре. В каждой территориальной прокуратуре назначены отдельные сотрудники, которые находятся под надзором одного из заместителей прокуроров области.

Предлагается внести изменения в процесс уголовного преследования в отношении средних и крупных предприятий. Такие расследования будут проводиться только после согласования с Центральным аппаратом Генеральной прокуратуры, а именно с заместителем Генерального прокурора, ответственным за инвестиции.

Важно также вовлечь инвестиционного прокурора и представителя Национальной палаты предпринимателей в сопровождение проектов, контролируемых АО "НК "Kazakh Invest".
Это обеспечит оперативную координацию и решение ключевых вопросов в соответствии с принципом "одного окна", включая компетенцию отраслевых министерств на центральном уровне и местных исполнительных органов в регионах.

Для эффективной поддержки инвестиционных проектов необходимо создание единой информационной системы, обеспечивающей прозрачность и отслеживание хода их выполнения с момента получения инвесторской визы.
Необходимо интегрировать информационную систему с Реестром обязательных требований, содержащим все требования к бизнесу, соответствующие новой регуляторной политике. Автоматизация системы управления рисками (СУР) является также важной, так как без нее государственные органы могут проверить лишь 5% из общего числа контролируемых субъектов, то есть 95% проверок должны проводиться цифровой системой.
Все это должно быть интегрировано в КПСиСУ. Запуск интерактивной информационной системы с базой данных инвесторов и инвестиционных проектов позволит отслеживать их реализацию онлайн как инвесторам, так и инвестиционным прокурорам.

Инвест-прокурор станет гарантом законности на всех этапах инвестиционных проектов, исключая необоснованные досудебные расследования, незаконные штрафы, предписания, проверки и другие акты, которые нарушают права инвесторов.Для уменьшения судебных споров между бизнесом и государственными органами, а также формирования судебной практики по защите честного предпринимательства, включая права инвесторов, Генеральной прокуратуре необходимо координировать юридическую деятельность всех центральных государственных органов.
По этому поводу мы уже провели совещание, где приняли участие заместитель Генерального прокурора Жандос Умиралиев, представители компаний четырех мировых лидеров в области аудита и консалтинга, международных юридических фирм и крупного бизнеса.

Нам очень важно и мнение предпринимателей в этом вопросе. Поэтому мы призываем предпринимателей присоединиться к обсуждению и поделиться своими идеями для улучшения условий инвестирования.

"С теневой экономикой нельзя бороться драконовскими методами" 

— Остановимся на вопросе о системе налогообложения подробнее. Речь идет об универсализации налогов для упрощения бюрократии? Или полная перезагрузка налоговой политики будет только формальной?

— У нас сбалансированная налоговая система. Как сказал Президент, нужно только усилить внимание на налоговое администрирование. 
Есть два пути — механически поднимать ставки либо расширять налоговую базу. Я за второй. Поднятием ставок ничего не решишь. Государство, может быть, немножко и заработает, но убьет предпринимательскую инициативу, сократит свое налоговое поле и в долгосрочной перспективе проиграет. К примеру, если передавить на нефтянку, пойдет сокращение, погибнет та курица, которая несет нам золотые яйца.
Даже административные штрафы у нас привязаны к размеру бизнеса. Господдержка — малому и среднему бизнесу, а пресс покрепче — крупному. Какой же резон им расти? Народ наш находчивый: по сути, одна компания может быть раздроблена на 50–60 ИП. 

Теневая экономика — следствие слабого налогового администрирования. Как только в ХVII веке во Франции решили ввести налог на имущество и взимать налог по окнам, люди начали строить дома с маленькими окнами, чтобы не платить налоги. А жители итальянского городка Альберобелло строили дома с обваливающимися крышами. Как только на горе кричали: "Идут мытари!", предприимчивые итальянцы из кровель вытаскивали определенные камни и те обваливались. Нет крыш — нет имущества... 

С теневой экономикой драконовскими методами бороться нельзя, наши люди найдут тысячу лазеек. Необходимо изменить условия. Например, сократить налоговые периоды — то ли вы платите налог, допустим, 120 тысяч тенге в год (это же много!), то ли по 10 тысяч каждый месяц (уже не так заметно). 

Нужно максимально упростить администрирование, максимально перевести на цифровые сервисы. Я оптимист и вижу конструктивную позицию Премьер-министра, Правительства, министров финансов и нацэкономики, мы разговариваем на одной волне. 

— Каков нынешний бизнес-климат в стране? На какие государственные органы чаще всего жалуются предприниматели? 

— Бизнес часто жалуется на судебную несправедливость, давление со стороны правоохранительных органов и жесткость налогового администрирования. В прошлом году количество уголовных дел по статье 8 УК в экономической сфере сократилось на 20%, но количество осужденных выросло на 37%. 

За 2021 год было возбуждено 707 уголовных дел, а за 2022 год — 1 371. Осужденных в 2021 году было 332, а в 2022 году — 456.  Эти цифры свидетельствуют об улучшении оперативно-следственных действий, но статья 8 УК охватывает только 34 состава, в то время как дела против бизнеса могут возбуждаться по 118 статьям.  Особенно беспокойство вызывают статьи 189 (присвоение или растрата) и 190 (мошенничество). 
В 2022 году по статье "мошенничество" было возбуждено более 43,5 тысячи уголовных дел, а за первые 6 месяцев 2023 года — 20 800. 

Почти половина из них связана с интернет-мошенничеством и мошенничеством с использованием платежных карт, что не касается наших клиентов. Необходимо более подробно рассмотреть остальные случаи. 
Ситуация по статье 189 аналогична — в 2022 году было возбуждено 1 866 дел, а за первые 6 месяцев 2023 года — 1 419. 
В обоих случаях следует обсудить вопрос о возмещении ущерба. На практике большинство дел по этим статьям проходят по частям второй, третьей и четвертой, относящимся к публичному обвинению и не требующим заявления потерпевшей стороны. Обычно такие дела возбуждаются после проверок в отношении чиновников.
В результате проведенного анализа совместно с НПП "Атамекен" и Бизнес-омбудсменом были выработаны поправки в УК и УПК, направленные на защиту прав предпринимателей, которые обсуждены на заседаниях МВРГ при ГП.

Одним из ключевых изменений является расширение института кратных штрафов, который теперь будет исчисляться исходя из суммы причиненного ущерба, суммы легализованных денег и стоимости легализованного имущества, полученных преступным путем. Этот институт будет применяться к 6 статьям УК, включая присвоение или растрата вверенного чужого имущества, мошенничество, экономическую контрабанду, уклонение от уплаты таможенных пошлин, уклонение от уплаты налога и коммерческий подкуп.

Также в законопроект внесены поправки в статью 161 УПК для того, чтобы исключить неоднозначное толкование нормы, связанной с распространением ее требований на все содержание данной статьи. В предложенных изменениях предусмотрено выделение этой нормы в отдельную часть 10.

Эти поправки получили поддержку бизнес-сообщества и в настоящее время находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Роман Мезенцев, Астана

Новости партнеров
×